Найти тему

Святые источники Крыма

Солнце только восходит за окнами транспорта, который несёт нас через густой лес. Деревья стоят тёмно-зелёные, а вдали, на холмах, сверкают еле заметные купола монастыря. Экскурсовод, которая минуту назад рассказывала о появлении села Чистополье, объявляет нашу остановку и мы группой покидаем автобус. Дорога к монастырю напоминает замкнутый круг: огромная возвышенность, за ней пыльная яма, пять шагов по прямой и всё с самого начала. Вокруг деревья и кустарники, кое-где заметна пара-тройка жёлтых цветков, а у подножья ворот, которые ведут в монастырь, их невероятное множество - цветы покрывают даже заболоченную землю.

Через минуту виден храм, он небольшой, а над его дверью - икона Божьей Матери, оправленная серебряной рамой.

Встречает нас пожилая женщина. На голове у неё ниспадающий платок, прикрывающий плечи и грудь.

- Проходите, - обращается она к нам, - скоро начнётся литургия.

Начинается служба. Через пятнадцать минут заканчивается.

Выходим из храма. На улице женщина рассказывает нам об основании монастыря и открытии источника святого Стефана Сурожского. О пастухе, который нашёл в озере икону Борогодицы, и больных людях, спустившихся на самое дно за целебной грязью.

Покидаем монастырь около 11 часов. Жаря наши головы и спины, высоко над деревьями поднимается солнце. Снова проходим «американские горки», и садимся в душный автобус.

Он трогается с места и со скоростью французской улитки двигается в сторону Тополёвки.

Минуем лиственный лес. Животных не видно. Изредка слышны крики птиц. Транспорт неприятно гудит.

Наконец, проезжаем Тополёвку и останавливаемся недалеко от чудотворного источника. Он известен далеко за пределами Крыма и носит имя святой Параскевы.

Поднимаемся через зелёную чащу. Женщина-экскурсовод рассказывает, как источник обрёл целительные свойства и о том, как со дня смерти Параскевы сюда ежегодно стекаются страждущие.

- Параскеве отрубили голову, - начинает она, - и в тот самый момент, когда земля оросилась кровью преподобномученицы, ключ забил из недр.

- Да когда мы уже до него доберёмся? - перебивает её голос из толпы, - только ходим и ходим.

Женщина средних лет скользит по перилам и возмущённо что-то бубнит.

- Сначала посетите пещеру, в которой молилась Параскева, - отвечает экскурсовод, - ступайте наверх, вас встретят.

Мы двигается в сторону пещеры.

Когда перила кончаются, показывается большой деревянный крест и маленькая пещера, покрытая мхом. На ступеньках сидит пожилой мужчина. Он молчит, держа в руках Библию и очки. Смотрит в пол. Мы кружим у креста, а он даже не смотрит в нашу сторону. Молчит, потирая очки о край рубахи.

Женщина, которая пару минут назад жаловалась на долгую дорогу, не говоря ни слова, поднимается по ступеням и растворяется в темноте подземного хода. За ней следуют остальные. Через мгновение из пещеры выбегает ребёнок, со всей силы прыгает на деревянные ступени и, как ни в чём не бывало, несётся в сторону креста.

Вдруг, спустя минуту, мужчина закрывает Библию и резко встаёт. Глаза его налиты кровью, кажется, он сейчас заплачет или хуже - бросится с обрыва. Но вместо этого кричит:

- Ведёте себя отвратительно! Здесь не место таким, как вы. Это не проходной двор. Сначала нужно подойти ко кресту, затем - поставить свечи. Бегаете как оголтелые. Мне за вас стыдно.

Старик вытирает слюни, выступившие от отчаянного крика, и исчезает в пещере.

«Нельзя было спокойно сказать?», «Совсем бешеный», «Уже и заходить перехотелось» - слышится отовсюду.

Наговорившись, они поворачиваются к спуску и бегут прочь от расщелины - обратно к экскурсоводу. Только двое не двигаются: я и мама. Мы продолжаем стоять на зелёной возвышенности, смотря вслед испуганной толпе.

Наконец опомнившись, подходим ко кресту, покупаем свечи и заходим в пещеру, где очень долго беседуем со старцем. Он больше не выглядит рассерженным и страшным, наоборот, кажется человеком с добрым и чутким сердцем - сердцем, которое равнодушные люди хотели разбить. Разбить и разрушить вместе с пещерой, ставшей для него роднее дома.

Мы покидаем мужчину и несёмся к закрытой купели. Впереди огромная очередь - все хотят искупаться в святом источнике. Пока стоим, начинается дождь.

Только спустя час мы оказываемся внутри.

- У кого нет с собой одежды, можете купить у нас, без смены к источнику нельзя, - говорит один из послушников.

- Дорого ваша одежда стоит, нет с собой денег.

- Тогда иди домой, старик.

Люди, стоящие передо мной, начинают расходиться по автобусам, так и не взглянув на источник.

Я достаю смену и без труда захожу. Мест для переодевания мало, вернее их нет совсем. Подхожу к лавочке, переодеваюсь, и снова встаю в очередь. Бассейн огромный, его размеров не хватает, чтобы уместить всех.

Толкучка. Слышу бесконечные крики женщин, вопли и всплески. Тяжело дышу. Не замечаю, как подходит моя очередь, ныряю и растворяюсь в холодной воде. Она уносит мысли прочь, смывая из памяти сегодняшний день.

Выхожу из купели, подхожу к маме, и мы вместе поднимаемся к автобусу.

Дождь кончился.