Трудно отрицать, что дискотечный шар - это самый популярный символ диско, да и вообще танцевальной и клубной культуры. Отражая фракталы света над танцполом и фокусируя наше внимание в его центре, зеркальный шар сообщает всем: вот где жизнь.
Как пела группа Everything but the girl в песне "Mirrorball"
«..прекрасный зеркальный шар отражал их всех, каждый триумф, каждую битву при свете дискотеки».
Хотя диско-шар пришел к власти в 70-х годах как часть эпохи диско, происхождение вращающегося отражателя можно проследить почти за 100 лет до того, как Донна Саммер (Donna Summer) возглавила свой первый чарт.
Первое задокументированное появление дискотечного шара датируется 1897 годом, когда в выпуске журнала «Электротехник», публикации профсоюза электриков в Чарлстауне, штат Массачусетс, обсуждается ежегодная вечеринка профсоюза и ее наиболее примечательные украшения. Инициалы N.B.E.W. (National Brotherhood of Electrical Wokers) были освещены «лампами накаливания разных цветов на проволочной сетке над танцевальным залом», а другой свет (угольная дуговая лампа, которую теперь используют энтузиасты стимпанка) вспыхнул на «зеркальном шаре».
Согласно архивным фотографиям, зеркальные шары появлялись в различных местах, обычно связанных с социальными функциями. Спустя почти 30 лет после того, как эти электрики создали зеркальный шар для своей вечеринки, изобретатель Louis B. Woeste подал патент на объект, который он назвал "miryad reflector" «бесчисленное множество отражателей» В патентной заявке США 1924 года устройство описывается как «сфера, но ее можно заменить любой другой геометрической формой, которая предпочтительно является полой и имеет поверхность, покрытую множеством зеркал».
После почти полувека в темноте, дискотечный шар вернулся на заре эры диско. Один из королей диско Нью-Йорка, ди-джей Ники Сиано (Nicky Siano), был одним из тех, кто организовал это возвращение:
«Он были всегда, но тогда их не называли диско-шарами. Такого слова еще не было. Когда я вышел на сцену, он назывался зеркальным шаром, а уже потом Billboard решил зарабатывать миллиарды на индустрии, которую мы создали, и назвал это "диско"»
Сам Ники Сиано так описывает свои впечатления от знакомства с зеркальным шаром в клубе Loft другого патриарха диско Дэвида Манкузо:
Мне было всего 15, и было поразительно, как [зеркальный шар] использовался. В комнате не было другого света, и когда [свет на шаре] погас, вы были в полной темноте».
Когда Сиано открыл свой клуб The Gallery, то ему понадобился собственный зеркальный шар, не хуже чем у Манкузо:
Я думаю, что самый большой зеркальный шар в то время был 24 дюйма, но нам этого было мало: мы хотели 36-дюймовый шар. Мы сделали его по специальному заказу. Я помню, когда мы выставили его в "Галерее", люди начали его крутить, и в конце концов нам пришлось приобрести специальный двигатель, который не запутывался, чтобы мы могли повесить шар так, чтобы танцоры не могли до него дотянуться. Но все равно находились желающие подпрыгнуть и стукнуть по нему.
Иногда и шары могли дать сдачи, так Сиано вспомнил случай когда в The Loft огромный шар сорвался и обрушился на одного из танцующих. К счастью, он был не настолько тяжёлым, чтобы его серьезно прибить, так что клабер отделался только испугом.
Другой легендарный диджей Ларри Леван из клуба Paradise Garage даже сам ухаживал за шаром: после вечеринок он карабкался по лестнице и тщательно протирал зеркальные плитки..
По мере того как диско вышло за пределы Нью-Йорка, мода на зеркальные шары распространилась на все уважающие себя клубы, и он стал практически обязательным атрибутом диско-залов.
Крушение диско после знаменитой чикагской акции "Disco Sucks" зеркальные шары пережили стоически, не только не исчезнув с танцполов, но и превратившись в культовый элемент массовой культуры.
Так например У Нила Янга(Neil Young) и Сары Маклахлан (Sarah McLachlan) были альбомы под названием Mirrorball (в 1995 и 1999 годах соответственно).
Во время известного тура U2 PopMart 1997 года Боно появился из громадного зеркального лимона.
Потом эта идея пошла по рукам: из диско-шара уже выходила Мадонна(Madonna)во время своего тура Confessions в 2006 году, а Кайли Миноуг(Kylie Minogue) во время своего тура X 2008 года спускалась на сцену на огромном зеркальном черепе.
Советские люди знакомились с магией зеркального шара как правило вовсе не на дискотеках. Огромные шары появился в начале 80-х годов в Московском Цирке на проспекте Вернадского и других цирках страны: с помощью них, например на представлениях создавался эффект снежной вьюги. Вот как об этом писали в журнале "Советская эстрада и цирк" в 1983 году:
"Под куполом многих цирков висит шар, покрытый кусочками зеркала. Он неприметен, невелик по размерам, его отливающая серебром зеркальная «чешуя» едва поблескивает на фоне далеких колосников.
Но вот в полутемном зале на этот шар направляются с разных сторон лучи прожекторов, он начинает вращаться... Свет, раздробленный, размноженный зеркальными осколками, заполняет подкупольное пространство мириадами ярких лучиков-бликов. Они стремительно перемещаются, бегут, словно догоняя один другого. Впечатление такое, будто вдоль по улице метелица метет."