Перед игрой поход в театр.
На молодежном чемпионате Европы-1998 сборная России выступила неудачно. В четвертьфинале с минимальным счетом уступили испанцам — 0:1. Далее последовало поражение от шведов — 0:2. И лишь в матче за 7-е место против румын россияне победили — 2:1.
Михаила Гершковича на посту главного тренера молодежки сменил Леонид Пахомов.
— Пахомов пришел со своими идеями. Появились новые упражнения, поменялся рисунок игры. Например, мы чаще стали использовать длинные передачи. Мяч в центре поля почти не задерживается, — рассуждал в те дни нападающий «Спартака» Максим Бузникин.
В отборочном цикле Евро-2000 обновленная команда стартовала с поражения: в Киеве проиграли Украине (0:1). Далее предстояла встреча с французами, которые в первом туре взяли верх над исландцами.
— После матча с Украиной я подумал, что наша команда вполне способна выйти из группы, — говорит Пахомов. — Да, уступили, но смотрелись весьма прилично. Помню, перед игрой с французами ко мне подошел Ролан Гусев: «Леонид Александрович, ну чего мы все время на базе сидим? Давайте куда-нибудь сходим». И я решил сводить ребят в театр. Вроде, в «Ленком». Всем понравилось. Вообще тогда хорошая компания подобралась, веселая, сплоченная. Перед каким-то матчем Максим Бузникин, спросил можно ли взять в Новогорск гитару. Я разрешил. Почему нет? И вот вечером после тренировок на базе наши игроки собирались, немного бренчали, пели. У Бузникина, по-моему, неплохо получалось (смеется). Но это уже, подчеркиваю, происходило в специально отведенное время! Жаль, что в итоге тогда не отобрались на Евро... Хорошие ребята. У меня ни с кем проблем не возникало. Сложный характер Безродного? Нет, никаких конфликтов с Артемом у меня никогда не было. Отличный парень! Да я вообще по своей натуре такой — неконфликтный.
Но вернемся непосредственно к тому матчу. Пахомов вынужден был включить в стартовый состав игроков из первого дивизиона — защитников Аксенова («Арсенал») и Нижегородова («Локомотив» НН). Оборона объективно считалась самым слабым звеном нашей команды. Главный тренер, проверив не один десяток защитников, вынужден был признать, что в высшем дивизионе лишь Бурченков более или менее регулярно выступает в своем клубе — «Торпедо».
А вот в составе французов было два игрока «Ланса» — Дальма и Морейра, которые уже принимали участие в матче Лиги чемпионов против киевского «Динамо», защитник «Марселя», а в будущем «Челси» и «Арсенала» Галлас, футболисты из ближайшего резерва миланского «Интера» — Дабо и Сильвестр (почти 10 лет отыграл в «МЮ»). Ну и конечно, главный козырь «трехцветных», чемпион мира, нападающий «Монако» Анри.
— Французы тогда были очень сильны, — замечает Бузникин, — просто взгляните на их состав. Ландро, Галлас, Анри, Сильверстр... Грозный соперник. Мне показалось, что они нас недооценили, думали, что легко возьмут три очка. Но мы дали им бой. Показали, что мы точно не мальчики для битья.
«При взгляде на подопечных Раймона Доменека появлялись сомнения в том, что им не больше 21 года. Уж слишком высокие и крепкие. Как же с ними тягаться на «втором этаже»? Ведь среди наших футболистов баскетбольным ростом может похвастать разве что Чичкин», — писал корреспондент «СЭ».
Бурченков против Анри.
Однако гости редко прибегали к игре головой, сделав ставку на быстрые контратаки в расчете на резкого и техничного Анри. К нему был приставлен Бурченков. Долгое время торпедовцу удавалось сдерживать представителя «Монако». На руку нам сыграла дождливая погода. На вязком поле чемпион мира никак не мог оторваться от своего опекуна.
— Стоит признать, дождь, снег, слякоть нам помогли. Гостям было непросто комбинировать. Они, наверное, в итоге подустали, — говорит Пахомов.
В середине тайма Бурченков все же «начудил», зачем-то решив в своей штрафной обвести Морейру. Французу не составило труда отобрать у него мяч и сделать пас свободному Анри, который бросил в прорыв Сиссе. Высоченный нападающий, выйдя один на один с Чичкиным, уверенно катнул мяч в сетку — 0:1.
— Почему Анри опекал Бурченков? Он наиболее опытный из всех защитников, — заметил Пахомов. — В «Торпедо» ему часто приходится выполнять функции персональщика. Сегодня с Анри он не справился, да еще и допустил грубую ошибку, которая привела к голу Сиссе. На установке я предупреждал защитников: никакой обводки!
У россиян мало что получилась впереди. Каждая вторая передача была неточной. Лактионов с Бузникиным пускались в дриблинг, но безуспешно. Лишь под занавес первой половины встречи хозяева создали убойный момент. Лактионов сыграл нестандартно: форвард южнокорейского «Самсунга» не стал лезть напролом, а продвинувшись вдоль линии штрафной площади, нанес коварный удар низом. Мяч угодил в штангу и отскочил к Буту. Но наш капитан не попал в створ...
— В первом тайме ребята не выполнили мою установку, — констатировал после игры Пахомов. — Я просил их как можно больше двигаться, чаще бить по воротам и отдавать как можно меньше поперечных передач. А ребята все сделали наоборот. В перерыве у нас состоялся жесткий разговор, который сыграл свою роль. Как и в предыдущем матче с украинцами мы начали играть только после пропущенного гола.
Кураж Бузникина
После перерыва хозяева резко преобразились, игроки прибавили в движении и исключили поперечные передачи. Ландро с трудом парировал коварный удар Лактионова, стали проходить пасы у Бута и Цаплина. Бузникин и вовсе поймал кураж. Сначала его сольный проход остановил голкипер. В следующей атаке спартаковец обманул защитников, которые ждали, что он сам пойдет в обыгрыш, откатив мяч Цаплину. Армеец вложил в удар всю силу. Ландро, закрытый своими игроками, увидел мяч слишком поздно. 1:1 за 25 минут до финального свистка. В оставшееся время французы только отбивались. Были моменты у Бута и Лактионова. Казалось, французы увезут из Москвы ничью. Все решил Бузникин — бесспорно, лучший игрок матча. На второй добавленной минуте спартаковец проскочил защитника на правом фланге и почти от лицевой линии выкатил пас в центр штрафной, где расторопнее других оказался Лактионов. Легионер пробил сильно с носка — Ландро оказался бессилен. 2:1.
— Вспоминаю концовку игры, — говорит Бузникин. — Мы начали давить, французы реально выдохлись! Мы смотрелись свежее, создали им много проблем. У меня тогда многое получалось на поле. Кажется, мне чаще всего противостоял Сильвестр. Но, вроде, я не растерялся (смеется). В ответном матче французы нас очень опасались, настроились на нас самым серьезным образом.
— По-моему, французы были хуже нас готовы физически, — рассуждал Лактионов после финального свистка. — Сил у них хватило только на один тайм. Я ожидал от соперника большего.
— Все ждали, когда вы выпустите Булыкина, а он появился на поле только за 15 минут до конца матча. Почему? — спросили Пахомова на пресс-конференции.
— Бузникин с Лактионовым играли хорошо, я не хотел их менять. Кроме того, в такую погоду Булыкину тяжело выполнять свои фирменные маневры.
На этом все, подписывайтесь на телеграм канал @ARfBall там ещё больше новостей про Футбол.