Найти тему
Ольга Осипенко

Почему наказание детей не работает

Оглавление

Мы все очень любим своих детей. Но, согласитесь, очень часто бывают ситуации, когда дети просто вынуждают сорваться на крик или ещё хуже, шлёпнуть их. 

Потом маму скорее всего накрывает чувство вины, но ситуация продолжает повторяться снова и снова.

Почему это повторяется? Ответов на вопрос очень и очень много, на эту тему психологи пишут книги, поэтому в одной статье все не уместить. 

Но я хочу поделиться важными тезисами о вреде наказаний, чтобы мы стали более осознанными родителями. 

Очень много исследований доказывают деструктивность физических наказаний- причинения боли ради дисциплины. Этот вид воздействия делает детей более агрессивными. Ударив ребёнка, вы определённо дадите ему «урок»: с людьми слабее вас можно поступать как угодно, в том числе причиняться им боль.

На самом деле, и другие выгоды наказаний-вынужденная изоляция,лишение любви или внимания, унижение также несут в себе этот деструктивный посыл.

То есть, в целом, наказать ребёнка - это сделать так, чтобы ребёнок испытал неприятные ощущения с целью изменения поведения. Даже если вы прикрываетесь какими-то положительными целями.

Насколько дальновиден этот подход? И почему наказания не работают?

Делюсь мыслями психолога Альфи Кона, автора книги «Воспитание сердцем».

В конце напишу об альтернативе наказания, ведь мы понимаем, что вседозволенность тоже вредна. 

Почему наказания вредны?

  • Наказание порождает агрессию

Уроки истории стран народов повторяют нам одно и то же-что жертвы при первой возможности становятся палачами. 

-2

  • Наказание показывает пример использования силы.

Прямо говоря-это и есть насилие. То есть, дети запоминают следующую модель поведения: значимые в их жизни люди, сталкиваясь с проблемой, решают ее с помощью силы, понуждая другого человека быть несчастным. 

  • Наказание со временем теряет эффективность.

Чем старше дети, тем сложнее определить вещи, которые окажутся для них неприятными. Представьте, что останется после того, когда ваша власть ослабеет? А это непременно произойдёт. Скорее всего, не останется ничего. Ни взаимного доверия, ни уважения. 

  • Наказания разрушают отношения. 

Малыши не всегда могут до конца понять, за что их наказали. Но в целом они перестают быть уверенными, что их любят. Может даже прийти мысль, что лучше держаться от родителей подальше.

  • Наказание отвлекает детей от важных вопросов. 

Рассмотрим ситуацию. Один ребёнок ударил своего брата. Родители отправили его в комнату подумать над своим поведением, к тому же ему придётся пропустить любимую передачу по телевизору. Мама и папа думают, что ребёнок пришёл к выводу, что делать другим больно-неправильно. 

Но ребёнок скорее всего думает, какие же вредные его родители, и, возможно, как отомстить брату, из-за которого его наказали.

Так что же делать, если ребёнок не слушается?

Первое-понять причину. Чаще всего, причины соматические -ребёнок устал, хочет есть, спать и т.п. Второе- он хочет привлечь внимание и определить границы дозволенного. Третье- у него могут быть физиологические проблемы- такой тип нервной системы, которая требует наблюдения у невролога или у сенсорно-интеграционного терапевта. 

(Неделю назад я закончила обучение на специалиста по сенсорной интеграции, постараюсь посвятить этой теме статьи на Яндекс.дзен)

Когда вы исключили физиологические причины, и понимаете, что он просто озорует и проверяет границы-

самое главное, сохранять спокойствие. 

Например, если ребёнок выпрашивает то, что сейчас ему не положено, главное методично и спокойно говорить ему нет и почему нет. Пусть это будет 50 раз. 

Воспитание начинается с себя, поэтому терпение -наш «главный конек». В экстренных случаях у меня работает озвучивание своих чувств и выход из комнаты на пару минут.

Ребёнок видит, что мама и папы спокойны, они его любят безусловно, ему нет смысла проверять их любовь.  

Родители в любом случае авторитет для ребёнка.

Дети интуитивно стремятся вести себя так, чтобы порадовать родителей. Все остальное-либо неосознанная любознательность, что свойственно детям в возрасте 2-3 лет, либо попытка увидеть, что родители любят его всегда, даже когда он ведёт себя не так, как его просили. Когда для ребёнка в порядке вещей доброе и доверительное отношение, у него меньше потребности добиваться родительской любви.  Вдобавок дисциплина не всегда обучает самодисциплине. А нам важно, чтобы у ребёнка срабатывала внутренняя мотивация не вредить, даже без присутствия родителей.

Вы на канале педагога раннего развития "Мамам и малышам"

Больше информации, полезных игр и ссылок в моем Инстаграм и на Телеграм-канале:

Инстаграм

Телеграм-канал BabyArtBooks