Найти тему

Лучшая книга, посвящённая бабушке

Маша Трауб «Моя бабушка - Лермонтов»

Обложка с сайта ЛитРес.
Обложка с сайта ЛитРес.

Эта книга,безусловно, одна из лучших, посвященных БАБУШКЕ. Я бы сказала - ода бабушке. Интересно, что при этом Мария вовсе не похожа на традиционную бабушку: она не готовит, не делает варенье, не вяжет носки, не занимается огородом. Она совсем другая, потому что - Лермонтов: в войну была фронтовым корреспондентом, после - редактором газеты.

« Бабушка имела связи везде – от глухого аула до Москвы. Ее знали все. Ей писали письма: «Северная Осетия. Редактору Марии» или «Северная Осетия. В газету. Марии», и письма всегда доходили. Она могла достать луну с неба и погасить солнце. При этом она не умела готовить, вязать, шить и делать все то, что делают осетинские женщины »


Идея - 9 баллов

Автобиографическое произведение - память о главном человеке детства и всей жизни (конечно, была и мама, только больше времени девочка жила не с ней).

« Никого и никогда я не любила так, как бабушку. (...) Ни с кем мне не было так хорошо, как с бабушкой. Она дала мне больше, чем любая из бабушек. Она передала мне свою любовь к профессии, детский интерес к жизни и наивную, доходящую до идиотизма веру в людей. А еще в то, что в любой трагедии можно увидеть комедию и уметь над этим посмеяться».

За каждой строчкой чувствуется огромная любовь и уважение, а еще немного грусти, светлой, какая бывает, когда мы не тоскуем, а вспоминаем.

Сюжет - 10 баллов

Книга замечательная во всех смыслах. Перед нами разворачивается жизнь небольшого осетинского села, в котором после войны осела москвичка Мария, стала главным редактором областной газеты. Несмотря на то что была она «пришлая»,  пользовалась огромным авторитетом, почиталась как самая умная в селе, талантливая, поэтому уважительно именовалась Лермонтовым.

«Бабушку считали гением.
– Так много женщин, которые готовят! Так мало женщин, которые Лермонтов! – восхищалась тетя Бэлла.
К бабушке приклеилась эта кличка – Лермонтов».

Осетинское село и его жители изображены так, что веришь каждому слову, узнаешь в каждом кавказский характер - суровый и наивный одновременно.

« Сейчас есть соцсети, тогда были соседки, дальние родственницы, которые при желании могли припомнить все » .

От рассказов веет какой-то волшебной теплотой, хотя и понимаешь, что все воспоминания немного восторженные, что-то явно преувеличено и превознесено. Но мне показалось, что это просто восприятие 10-летнего ребенка.

«Что-то там прадеды не поделили, а что – никто не помнил. Но чтобы соблюсти традиции, семьи друг с другом не разговаривали.
Бабушка еще смеялась, что Гаглоевым и Фарзулиным надо дать почитать Шекспира. Но Шекспира на осетинском в местной библиотеке не нашлось, а Фарзулины сказали, что бабушкиному Шекспиру не понять всей глубины многолетней обиды.
– Ну почему же не понять? Очень даже понять, – возмутилась бабушка и быстро пересказала содержание пьесы «Ромео и Джульетта». Глава семьи Фарзулиных, Батраз, внимательно выслушал и задал вопрос:
– Шекспир из какого рода?
– В каком смысле? Он из английского рода, – опешила бабушка.
– Вот если бы у него хотя бы дедушка был осетин, тогда бы он меня понял, – ответил Батраз.
Его жена Фатима вдруг расплакалась.
– Что ты плачешь? – удивился муж.
– Детей жалко, – призналась Фатима, – всегда дети страдают от глупости взрослых.
– Успокойся, у нас два сына и у Гаглоевых сын, – отрезал Батраз, но Фатима продолжала плакать.
– Что ты плачешь? У нас даже балконов нет! – возмутился Батраз.
– Ты ничего не понимаешь. Это же как сказка. А ты все напрямую. Ты такой… Мария, как это сказать, если он ничего не понимает?»

Перед нашими глазами проходят сцены приема в пионеры и возложения цветов к памятнику Ленина, с которыми связан конфуз - маленькая Маша положила всего две гвоздики «как мертвому», а ведь Ленин «живее всех живых».

Постановка Шекспира на сцене сельского театра и в роли Отелло замечательный Азамат, который «так любит свою жену, что даже на сцене продолжает ее любить», поэтому ни страсть изобразить не может, ни задушить Дездемону.

Домашний питомец- гусь Руслан, который ничуть не хуже собаки или кошки был привязан к хозяйке, встречал ее, защищал.

Не прямо, а как бы опосредованно, но от этого более значимо есть в книге и тема дружбы, женской дружбы, что еще важнее.

Герои - 8 баллов

Восторг и наивность ребенка делают всех героев немного однобокими, похожими как будто друг на друга, хотя Трауб постаралась сохранить национальный колорит в обрисовке характеров.

Книга - скорее сборник рассказов, поэтому в каждой главе о подругах бабушки, близких соседях сообщается как бы первый раз. А это немного мешает целостному восприятию. К тому же регулярно подчёркиваются одни и те же черты героев: Варжетхан - знахарка, Альбина - кулинарка.

Язык - 10 баллов

Читать  интересно, испытываешь сразу весь спектр чувств: и грусть, и радость. О трагедии - сдержанно. О веселом - смешно.

Вот бабушка, оказавшись в Москве, отправилась в парк Горького на встречу с однополчанами и пропала на... 4 дня. Мама обзвонила все морги и больницы, расспрашивала каждого прохожего в парке и нашла бабушку в Минеральных Водах, куда сумела добраться, сопровождая гроб умершего осетина, совершенно постороннего человека.

«Но уже через пять минут главный редактор газеты стоял в вестибюле.
– Что случилось? – спросил он. – Кто умер?
Родственники покойного сообщили, что умер дядя, тело доставили, но до дому доехать не могут, потому что пропала бабушка.
– Ничего не понимаю. Кто здесь дочь Марии?
Мама отлепилась от телефона и кинулась к редактору.
– Вы ее видели? Она жива? Она в больнице?
– Зачем в больнице? В ресторане, – ответил главный редактор. – Я сам только что оттуда. Тут рядом, на соседней улице. А что случилось?
Вся процессия – главный редактор, милиционер, директор гостиницы, мама, родственники покойного и сам покойный на персональном автомобиле двинулись в сторону ресторана. Там все тоже чуть в обморок не попадали. Особенно когда катафалк увидели и людей в черном по случаю траура. Мама ворвалась в ресторан, где за накрытым столом сидела бабушка».

Оценка: 37/40.

Стоит ли читать? Конечно. На фоне многих современных упаднических произведений эта книга оставляет приятное послевкусие.

« Помни, каждая твоя буква, каждое твое слово может иметь последствия. Или ты это примешь, или уходи из профессии. Ответственность. Ты должен нести ответственность за то, что сделал. А также за то, что не сделал » .