Рецензия на новый альбом OBLADAET – Players Club. Что нового в работе главного любителя британской сцены? Разберем его личность и образ как пример играизации общества. Неожиданно, не так ли?
Сначала поговорим без заумных слов.
Про содержательность и повествование в тексте говорить не приходится. Здесь все соткано по классике: панчи ради панчей, избитая структура «как», «словно», «будто» и другие сравнения, которые были высмеяны еще в 2017 году Славой КПСС. Рифмы на заимствованный слэнг или примитивные - на английские слова. Темы так же не блещут ничем революционным: выход из экзистенциального кризиса , деньги, банда, «все хуже меня».
Ты не понял, к чему столько “как” в текстах
Просто "cock" - это член, значит член - в ушах
Для полноты картины: большинство панчей и правда интересные. Не сказать, что они глубокие и имеют больше одного дна, они и не всегда как-то обыгрываются в дальнейшем. Но как таковых стыдных или нелепых строк все-таки меньшинство.
Насчет продакшена и звука можно говорить только хорошее. Плотные, качевые, на некоторых треках я готов поаплодировать микшированию и сведению. Слабое звено
Разберем лучший трек и самый слабый.
FOR MULA
Сборник всего хорошего, что есть в этом альбоме. Как раз из-за таких инструменталов я готов аплодировать битмейкерам. Хотя текст заполнен панчами, но запоминается и отлично сочетается с битом и грамотно встроенным автотюном. Трек можно похвалить хотя бы за эту фразу:
Сверлим, ха, сверлим, ха, будто бы Школа ремонта
NHL MONEY
Абсолютно проходной сингл, записанный только ради бесполезного фита. Бит идет параллельно с вокалом обоих исполнителей, будто даже не сводили. Нет интересных ходов - это просто две минуты однотипного бита и бессвязного графоманства.
Wi-Fi
Очень сильно разочаровал совместный трек с Last night in Paris. Когда исполнитель его анонсировал, я ждал чего то невообразимого : мне нравится Last night in Paris, Obladaet нравится Last night in Paris. Все должно сложиться. Но у них времени в общей сумме секунд 40 из трехминутного трека , что не дает раскрыться их гостевым куплетам, хотя припев мы, конечно, трижды добавим в трек.
Зная обоих исполнителей, можно было бы сказать: они могли сделать нереальный стиль. Но если бы по-настоящему поработали вместе. Пока это выглядит как очередной «новый английский понт».
Кстати, об этом.
По сути, мы имеем первый полноформатный UK Drill альбом на СНГ сцене. Назар всегда неровно дышал в сторону британской музиндустрии, и всегда первый улавливал и реализовывал новые тенденции. Собственно, все самые лучшие треки в альбоме - это UK Drill.
Все остальное мы уже слышали, и это звучит как чтение с блокнота в студии поверх бита, скачанного с ютюба. Именно треки UK Drill делают релиз более свежим, чем он есть, а как такого OBLADAET мы пока не слышим.
В каком-то плане создается ощущение, что в студии он сам это осознавал.
Концептуальности здесь, кстати, нет абсолютно. Можно спекулировать об этом, но мы по спекулируем о другом.
OBLADAET и играизация
Феномен OBLADAET как пример играизации общества по Кравченко. На эту мысль меня навело именно название альбома, и я подумал, что это действительно отличный пример адаптации человека в постмодернистском обществе.
Что такое играизация?
Играизация — объективно востребованное явление, которое возникло под влиянием нелинейной социокультурной динамики современных обществ и становления самоорганизованного, автономного социума с внутрисистемной неопределенностью. Вместе с тем играизация сама вносит существенный вклад в нелинейное трансформирование существующих социальных практик, развивая способность современного социума к само- рефлексии и самотворению. И что принципиально важно — порождает социальные практики открытого характера с внутрисистемной неопределенностью, что создает объективные условия для увеличения рискогенности социума.
Если простым языком, человеку в обществе, с таким количеством ответвлений интересов, мнений парадигм и тд приходиться приспосабливаться, и играизация один из подходов к объяснению этого. Индивид примеряет на себя определенную роль, чтобы хаос мнений и течений структурировать по правилам игры, в которой он участвует.
Кравченко выделяет четыре критерия, которые позволяют понять функционирование игры в обществе.
1) внедрение принципов игры, эвристических элементов в прагматические жизненные стратегии, что позволяет индивидам посредством саморефлексии достаточно эффективно выполнять основные социальные роли, адаптироваться к постоянно меняющемуся обществу и его рискам;
2) образующийся новый тип рациональности, характерный для современных условий неопределенности, распространения институциональных рисков;
3) фактор конструирования и поддержания виртуальной реальности неравновесного типа;
4) формирующуюся социологическую парадигму с теоретико-методологическим инструментарием, позволяющим анализировать неопределенности и риски рефлексивного модерна.
Мы разберем только первые два пункта, так как остальные два уже больше методические.
Причем здесь Obladaet?
Наза́р Юрьевич Вотяко́в 29-летний репер из города Иркутска, который увлекшись культурой трэпа и грайма, примеряет на себя роль преступного элемента, который владеет неограниченными средствами, огромным вниманием женщин и авторитетом на блоке, пока звучит жутко и бредово, но это пока.
Эта роль была сформирована агрессивными текстами тех же Британских грайм исполнителей, которые выросли в гетто и состояли в бандах со школьного возраста. Учитывая их положение в обществе и происхождение, понятно, что это для них больная тема и способ заработка, за который они не словят пулю или тюремный срок.
И Назар из города Иркутска, проникшись их звучанием и откровенными текстами, примеряет эту роль на себя, в дальнейшем культивируя ее. Он избегает рисков стать неким аутсайдером и сформировать свой поведенческий образ на сцене.
Со вторым пунктом все просто, он занял этим свою нишу в рэп тусовке СНГ и, собственно, принял уже ее риски .
То есть когда-то схватив роль бандита с улиц Soho (преступный район в Лондоне), который распространялся в музыке, которую он слушал, он до сих пор остается в этой роли, что и доказывает этот альбом, где он убивает «ОПов» понарошку, носит бриллианты понарошку, выбирается с гетто понарошку и прочее.
Таким образом, для него это лишь игра и способ адаптации.
Давайте разберем на конкретных треках из прошлого и из нового альбома.
0 to 100
В то время он еще начинал примерять на себя роль британского гангстера, но стоит отдать должное: в то время он уже был впереди всего остального русского рэп комьюнити. Построение текста и панчей схоже с той же британской сценой, много характерного грайм слэнга и отсылок к западной культуре.
666 PRADA
Сейчас, уже вжившись в эту роль и заняв свою нишу, можем пронаблюдать изменения. В разы увеличилось количества отсылок и слэнговых слов, то есть по сути человек из России из города Иркутска читает, про то, где они никогда не жил, о том, что он никогда не делал. Все эти рассуждения может описать одна фраза из этого трека:
Воняю газом и Tom Ford (Gas, gas, gas)
Gas — высококачественная марихуана, издающая сильный запах схожий с бензином.
Но что подумает человек, который не в курсе этого слэнга или роли исполнителя? Естественно, он упустит суть, которую закладывал автор, и воспримет как нелепую строчку.
Что в итоге?
В целом, альбом по большей части предназначен для «skeng bop» и вполне справляется с этой задачей, но треки, записанные не в стиле британского дрилла звучат здесь чуждо. Все,в принципе, на уровне облы: качественный звук, оформленные новые тренды и стиль.