В наше время трудно найти владельца автомобиля, который не желает как можно дольше сохранить красивый вид своей машины. Поэтому многие автолюбители задаются логичным вопросом: как часто и насколько тщательно нужно мыть машину. Некоторые полагают, что частое посещение автомойки повредит покрытию кузова, другие же только рады помыть машину «лишний разок». Таким образом, каждый выбирает сам и частоту, и способ проведения мойки своего автомобиля, многие приобрели себе «мини» автомойки для возможности самостоятельного проведения этого процесса «на профессиональном уровне».
Ниже будут приведены некие собирательные и обобщенные рекомендации по теме мойки автомобиля. Мнение автора статьи не всегда совпадает с приведенными данными. Учитывая тот факт, что я, как автор, не являюсь экспертом в области мойки машин, хотя и имею долгий опыт в проведении самостоятельного мытья своих личных автомобилей, то данные приведены «как есть» на всеобщее рассмотрение и обсуждение.
Итак: мойкой называется процесс удаления с наружных поверхностей автомобиля загрязняющих веществ (ими могут быть: грязь, пыль, дорожная соль и т.п.). При ежедневной эксплуатации автомобиля мойка несколько раз в неделю будет достаточной для избавления от накопившейся за это время поверхностной грязи. Благодаря такой частоте ухода за автомобилем, он будет выглядеть хорошо на протяжении длительного времени. Не следует забывать, что при мойке автомобиля могут появиться мелкие царапины на его кузове, а вода, попадая в закрытые полости, ускоряет процесс коррозии. Развитие этих процессов кратно частоте проведения мойки кузова.
Верно подбирая соответствующие средства и методы проведения манипуляции, можно свести риск таких появлений к минимуму, однако полностью устранить его нельзя. Частота мойки автомобиля чаще всего зависит от интенсивности общего загрязнения кузова. Исходя из этого, рекомендуется мыть автомобиль так часто, как это требуется для поддержания его в надлежащем виде. Но делать это чаще раза в неделю я лично не рекомендую.
Из личного опыта: в летний период я мою машину на даче при первой же возможности (мою всегда сам, никому не доверяю этот процесс, а на мойки не езжу принципиально). В зимнее время, к сожалению, машину не мою вообще до тех пор, пока температура окружающего воздуха не повысится хотя бы до -2*С или выше нуля (конечно же фары, стекла и сигналы «СТОП» с указателями поворота протираю регулярно).
1. О бесконтактной мойке.
Таковой называется процесс очистки автомобиля от грязи без использования губки и ей подобных аксессуаров. При бесконтактной мойке губкой допустимо мыть только колеса (диски и резину). Но это только в идеале. В реальности же реагент и грязь с наших дорог часто делают невозможной мойку автомобиля бесконтактным способом с первого раза. Есть мнение, что можно использовать губку и для кузова. Для того применяется так называемая «предварительная мойка». Так же следует понимать, что губка для кузова машины и губка для дисков – это две разные губки! Вода в ведре может быть лишь чистой и не должно быть даже намека на наличие песка или иного абразива.
Как правильно мыть? Варианты: снизу вверх или сверху вниз. Это вопрос, вокруг которого споры не угасают. Теория гласит, что при нанесении моющего состава снизу вверх, покрытие им кузова получается более равномерным. При сходе пены вниз (под действием силы тяжести) после нанесения получается двойной эффект: то, что было снизу уже стекает на пол, а то, что вскоре пойдет сверху, еще будет способно смыть очередной слой грязи. Разумнее настроить ширину факела пены примерно на 40-80 см. и наносить её плавными горизонтальными движениями. Рационально будет, двигаясь горизонтально, постепенно передвигаться вверх: сначала покрывается низ автомобиля (там обычно самые стойкие загрязнения), позже подниматься на уровень стекол, затем крышка багажника, потом крыша и в самом конце капот, с учетом того, что он горячий. При этом моющий сотрудник (или владелец при самостоятельной мойке) обходит всю машину вокруг. Покрывать пеной желательно за один проход. Шапка пены на машине должна быть 3-4 см. толщиной, а ее консистенция такова, чтобы она могла продержаться на кузове машины некоторое время, а затем начала сползать вниз. При завершении можно нанести немного пены под колесные арки. Нужно дать пене постоять некоторое время, которое будет зависеть от качества пены, степени загрязненности автомобиля, погодных условий — обычно это в пределах 2-4 минут.
Процесс мойки.
По этому вопросу существуют различные мнения. Однако, если вы используете химию, которая носит название «активная пена», то задачей мойщика станет дать этой пене правильно поработать на кузове моющегося автомобиля. Пена должна иметь возможность стекать по кузову автомобиля. Помним, что пока пена течет по обрабатываемой поверхности, она работает на пользу мойке машины. Мыть автомобиль можно горизонтальными движениями, а так же и вертикальными, позволяя той пене, что сверху, стекать под струю воды из аппарата высокого давления. Мойщик во время процесса движется вокруг автомобиля. После того, как он обошел полный круг, получится, что пена осталась только на крыше машины. На боковых поверхностях она также есть, но ее там меньше. Далее мойщик идет вокруг авто по второму кругу, при этом смывает пену с крыши и полностью смывает остатки пены с кузова. Теперь уже следует мыть сверху вниз (ополаскивать). Хитрость: если мойщик откроет дверь и струей воды аккуратно пройдет внутреннюю часть порога и нижнюю кромку двери, то и пороги будут чистыми. Вода при этом в салон не попадет, если у мойщика руки растут из нужного места. На этом мойка автомобиля закончена.
2. В случае проведения ручной мойки.
В отношении ручной мойки желательно применять не одно, а два ведра: в одно ведро наливается чистая вода, а во второе – шампунь для ручной мойки. Мойка осуществляется специальной крупнопористой губкой, а не традиционной поролоновой губкой, потому, что обычный поролон не поглощает песок и те частицы, которые могут оставаться на покрытии машины. Мойку проводить прямолинейными движениями (не круговыми) и без особого нажима, что минимизирует вредное воздействие на лакокрасочное покрытие машины. А при попадании песчинок и появлении царапин, прямую царапину легче удалить, чем круговую. Важно, что следует споласкивать губку после обработки каждого элемента в ведре с чистой водой. Сполоснув, опускаем губку в ведро с шампунем и переходим к следующему элементу кузова. Эти действия просты сами по себе, но достаточно эффективны. Для бамперов, порогов и дисков рекомендуется использовать вторую губку. Все труднодоступные места (надписи, молдинги, решетки, люк бензобака и т.п.) моются отдельно с использованием специальных кисточек. После того, как Вы помыли всю машину, тщательно сполосните её.
3. Летом и зимой.
Существуют различия между мойкой автомобиля в летний и зимний период. Если автомобиль загрязнен значительно, то схема может быть иной.
При умеренном загрязнении летом наносить состав рекомендуется сразу на сухой автомобиль, чтобы входящие в его состав поверхностно активные вещества быстрее и лучше вступили в реакцию с грязью. При этом автомобиль качественнее отмывается.
Зимой же, когда автомобиль облеплен толстым слоем снега, соли и реагента, рекомендуется вначале смыть всё это из АВД (автомойки высокого давления) и только потом наносить бесконтактные реагенты. Существуют приверженцы бесконтактной мойки, а есть только ручной. Уверяют, что ни один из этих способов в отдельности не даёт максимально положительный результат. Применяя бесконтактный метод, миримся с тем, что не отмываются все загрязнения, а при использовании только ручной мойки наносится больший вред ЛКП (лакокрасочному покрытию). Чаще всего отмыть автомобиль только бесконтактным способом невозможно, как бы Вы не старались. Начинать мыть грязный автомобиль сразу губкой просто не разумно.
4. Общие рекомендации.
За годы проведения моек машин специалистами выработана следующая универсальная схема: сначала используется бесконтактный метод (если нужно, он повторяется несколько раз), потом проводится ручная мойка (метод 2-х вёдер). Именно при таком способе мойки машина отмывается наилучшим образом и с минимальными потерями для ЛКП.
Есть информация, что лучше всего мыть автомобиль холодной, а не тёплой водой (не настаиваю, но лично я стараюсь мыть свою машину теплой водой). Всегда следует помнить, что процесс мойки автомобиля — это работа на загрязнённой поверхности. Именно поэтому очень важен выбор правильных материалов и методов работы, позволяющих безопасно удалить все загрязнения с ЛКП, не повреждая защитный слой.
Несравненно больше вероятность причинить вред ЛКП существует в зимнее время, когда крупные частицы песка и соли, которыми, как правило, посыпают дороги, накапливаются на кузове Вашего автомобиля, иногда образуя видимый слой.
Применяя для мойки шампунь, старайтесь мыть автомобиль в тени. Если же это невозможно, то мойте поэлементно, предварительно смачивая каждый элемент и следите, чтобы шампунь на поверхности не подсыхал. В конце мойки рекомендуется использовать консервант осушитель, а затем сполоснуть машину просто из шланга, ведра, что позволит избавиться от остатков песка на кузове.
Вытирать автомобиль рекомендуется полотенцами из микрофибры, они удобнее и безопаснее, чем натуральная или искусственная замша. Сильно тереть не стоит потому, что даже микрофибра может оставлять потёртости на лаке. На горизонтальных поверхностях стоит просто положить полотенце, а потом взять за два края и потянуть на себя. Также можно оставить полотенце на несколько секунд на одном месте (оно впитает в себя всю влагу), а после аккуратно снимать и перекладывать на следующий мокрый участок. На вертикальных поверхностях старайтесь вытирать без нажима, при этом можно свернуть полотенце в несколько слоев.
Так как же мыть автомобиль безопасно и эффективно?
Если Вы пользуетесь автомобилем каждый день, то, чтобы он оставался всё время чистым и выглядел привлекательно, вполне достаточным будет мыть его один раз в 7-10 дней. Если у вас возникает желание или необходимость мыть машину чаще (иногда даже ежедневно), то вы должны понимать, что рискуете повреждением ЛКП, а произойдет это быстрее, чем при обычной частоте мойки. Повреждение происходит по причине того, что грязь и песчинки, находясь между мочалкой (щеткой) и поверхностью автомобиля, повреждают его. Однако с помощью соответствующих продуктов и методов этот риск можно свести к минимуму, но, к сожалению, избежать его полностью невозможно. Таким образом, количество дефектов (чаще возникающих именно при мойке машины), которые Вы получите, напрямую зависит от способа и частоты мойки Вашего автомобиля. Рекомендуется мыть автомобиль именно тогда, когда это требуется (не мыть без особой необходимости), но желательно делать это не чаще одного раза в неделю.
Мыть автомобиль рекомендуется в такой последовательности: от крыши к порогам при ручной мойке и от порогов к крыше при бесконтактной. Рекомендуется придерживаться следующей универсальной последовательности мойки автомобиля: обильно смочить поверхность кузова, особенно его нижние части, для размягчения грязи; желательно применять холодную воду и специальные составы; крайне нежелательно тереть кузов щеткой, чтобы абразивные частицы не поцарапали ЛКП. После этого удалить основную части загрязнений, содержащую твердые частицы, применив сильную струю воды без использования щеток, губок или тряпок.
Применяя первичную обработку кузова сильной струей воды под давлением, вы получите удаление основной части загрязнений.
Нанесите на поверхность кузова шампунь для ручной мойки, и протрите кузов крупнопористой губкой. Применять моющие средства, не предназначенные для автомобиля, не рекомендуется, потому, что их химический состав может навредить ЛКП.
После этого нужно ополоснуть кузов чистой водой; оставлять автомобиль надолго под пеной крайне нежелательно, так как даже после частичного высыхания смыть ее водой будет сложно. Обязательно удалите влагу с поверхности кузова. Капли воды, как линзы, фокусируют солнечные лучи, что может привести к точечному выгоранию ЛКП. При морозной погоде (вообще подумайте – стоит ли мыть машину в сильный мороз ) особенно актуально удаление влаги с резиновых уплотнителей дверей и из личинок замков — для этого можно применять специальные вытесняющие воду препараты. Затем требуется нанести на кузов специальный состав, восстанавливающий смытый с него защитный слой.
В холодное время: важно знать, что заниматься мойкой зимним вечером крайне не рекомендуется. Если после такой мойки оставить машину без движения, то могут примерзнуть многие детали автомобиля – от тросов, до резиновых уплотнителей в дверях. Поэтому машину лучше мыть утром непосредственно перед тем, как предполагается поездка.
Уборку салона автомобиля проводите до мойки кузова , в противном случае пыль с обивки сидений и грязь с резиновых ковриков, попадет на кузов и резко ухудшит результат мойки.
Не секрет, что автолюбители часто самостоятельно и круглый год (кроме сильного мороза) моют машину на улице обычной водой, без применения моющих средств , да еще и одной единственной губкой или щеткой. При таком способе мойки следует заранее смириться с неминуемыми повреждениями ЛКП (как от абразива, так и от перепадов температур, замерзания капель воды в трещинах ЛКП и т.п.). На самом деле такой способ ухода за кузовом не только не выполняет свою основную миссию в полной мере, но и способен нанести вред. Вода без применения шампуня не способна полностью очистить микротрещины и поры автомобиля от грязи. В результате влага накапливается в остатках грязи и способствует более глубокому ее проникновению в слой краски. Итогом такого процесса становятся очаги коррозии.
Но и при таком способе наведения чистоты можно минимизировать урон от мойки путем тщательного полоскания губки, периодического ополаскивания кузова. После проведения такой мойки кузов нужно тщательно высушить, а так же применить восстанавливающие состояние ЛКП составы (не каждый раз, а хотя бы периодически).
Если статья понравилась, то ставьте «палец вверх», подписывайтесь на мой канал.
Всем здравия, ровных дорог, чистого и красивого, а главное исправного и надежного автомобиля!