Северное лето
Не знаю, право, о чём бы ещё поведать, чем искушённого читателя потешить, когда почти все мои сказки рассказаны? Хочется так, чтобы слова, как цветы, цвели, и от этого на душе у вас теплее стало. Вот разве что северное лето описать…
На нашей Архангельской земле приезжему завсегда рады. Встречают, как по всей Руси положено: поклоном низким, хлебом-солью да с квасом сладким. На крыльце обнимают, в дом приглашают, за стол на самое почётное место усаживают. День-другой разносолами потчуют. Речами складными задабривают: поочерёдно мира, добра желают. Иные и гармонь достают: играют, пляшут, жару дают.
А лето в наших краях, и подавно, с нетерпением ждут. Всякий после Пасхи соловьём поёт. Душа так взыграется, что «тетёрки» и «витушки» с весны в каждом доме хозяйка печёт.
Лето на Севере – самый долгожданный гость. Приходит оно ненадолго, каждого приветит, два-три месяца погостит, солнцем чуть-чуть пригреет, и обратно на юг спешит. Сами-то мы так к морозам и холодам привыкли, что могли бы и вовсе без лета обойтись, да только птицам и рыбам без тепла неможно.
Птицы в наших краях неспроста гнездятся, а рыбы – в реках нерестятся. Пернатые испокон веков северное небо крыльями придерживают, чтобы оно на землю не упало. Гуси, лебеди, журавли для этого важного дела издалека прилетают. Гнёзда на самом краю Земли вьют, камушки на необитаемых островах собирают, бездушный гранит в сердца превращают. Все те дни, что лето на Север заглядывает, птицы голубой небосвод от падения спасают: парят, кружат, выводок на крыло поднимают.
К осени небо становится тяжелее и часто плачет дождями. Это оттого, что ему с птицами прощаться не хочется, они с птенцами на юг отдыхать улетают.
Правда, и небо в одиночестве не бросают, вместо себя спо́лохи и па́зори оставляют. Па́зори заревом пылают, а спо́лохи яркой вспышкой и холодным огнём небосвод оживляют. Сие свечение долгую осень и зиму, словно Жар-птица, парит и одинокому небу вспышками радости подсобляет.
Ну а студёное Белое море – это уж рыбам доверено. Чтобы оно не слишком штормило, за ним всё лето сёмга, нельма, горбуша да матушка-треска ухаживают, плавниками да хвостами по бокам поглаживают. В этом нелёгком деле им поморские лодьи и карбаса помогают, они в любую погоду белоснежными парусами ветра укрощают. Морюшко от такой заботы не шибко-то и расплёскивается. И если к нему прислушаться, то можно услышать, как оно по ночам с луной перешёптывается.
Ещё в Белом море киты-белухи обитают, они душу морю врачуют, перед сном колыбельные поют, а днём стихи о любви читают. С утра и до вечера белухи в родной стихии, будто ангелы в небесах, парят, а ночью на глубине отдыхают. Иногда белухи над пугливыми лахтаками подшучивают – за ласт покусывают и в догонялки с ними играют.
По осени рыба косяками к норвежским берегам жировать уплывает (там тёплый Гольфстрим), а вместо себя на всю зиму прочный ледостав оставляет. По этому ледоставу в Архангельск олешки из далёкой тундры прибегают, в нартах сказки о лете привозят, а ненцы эти сказки нашим детям читают.
Самые первые небылицы можно прочитать здесь
Продолжение здесь