Овесень. Овсень. Авсень. Первый Новец после весеннего равноденствия.
(В сокращении): ©Виктор Крескин. По материалам книги - обзора славяно-русских народных праздников: © "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции
День первого весеннего Новца, следующего за весенним равноденствием, означает наступление нового Лета. Дату Новолетия, как начало года в народном представлении, в разное время и у разных народов отсчитывали как по солнцу, так и по луне. Переход от 6880 к 6881 [1372—1373] летописному году Рогожский летописец обозначает следующим образом: "[6880] тое же зимы месяца марта в 1 день преставися князь Еремей, потом того же месяца в 27 день преставися владыка тферьскый Василей. Лета 6881 месяца април [я] 11 день, на память святаго мученика Антипы на страстной недели в понедельник в Новегороде иде Влъхов река въспять по 5 дний». Из этого текста видно, что новый, 1373 год начался где-то между 27 марта и 11 апреля. В этом веке, по юлианскому календарю, весеннее равноденствие приходилось на 11—12 марта, причем март (или его первая часть) считался зимним месяцем.
Григорианский календарь был введен только в 1582 году. «Первоначально счет вели от весенних новолуний, однако в летописях преобладает счет несколько иной — от воскресений, предшествующих первому весеннему полнолунию, что вероятнее всего, связано с попытками христианской церкви бороться с языческими празднествами, разыгрывавшимися в момент новолуний» (Журавель А.В., 1). Даже если произвести смещение в обратную сторону от летописного на 7—10 дней, Новолетие в народной традиции (и появление первого Новца) наступало после весеннего равноденствия. «Весеннее полнолуние в этот год произошло в ночь с четверга на пятницу 7–8 апреля, и потому новогодие однозначно связано именно с вербной неделей 10 апреля» (там же). Также, согласно летописей, 6646 (1138) год начинался с 27 марта (Черепнин Л.В., 2), то есть через две недели после весеннего равноденствия, приходившегося на 14 марта.
Будем последовательны: «начало» всего нового у Славян чаще всего определял Новец, тонкий серп рождавшегося месяца: «…в лунном и лунно-солнечном календарях день смены календарных годов должен находиться как можно ближе к новолунию, поэтому в разные годы новогодие приходится на разные числа» (Киприянова Н. В., Зварцев И. А., 3). К примеру, даже после переноса нового года на сентябрь, Русские лопари исчисляли его с дня, «когда впервые покажется мѣсяцъ послѣдній до 29-го Августа» (Харузин Н. И., 4). Новолуние, связанное и с солнечным кругом, было знаком наступления Нового года и в разных племенах Древней Греции: «Древние греки отсчитывали год от первого новолуния после летнего или зимнего солнцестояния, от весеннего или осеннего равноденствия» (Златковская Т. Д.: «Исторические корни…», 5).
У чувашей, по одному из календарей древности, также «…началом года считалось ближайшее к весеннему солнцестоянию (21—22 марта) Новолуние» (6). О Новолунии, как точке отсчета нового года, читаем и в первом из сохранившихся обличений Русалий, Календ «и прочаго» в трактовке Патриарха Феодора Вальсамона (ок. 1140 — после 1199), где он пишет, что празднества совершали, чтобы «…обновить луну и положить ей основаніе съ начала этого мѣсяца и думать, что они въ радости проведутъ цѣлый годъ, если въ началѣ его устроятъ празднество». Исходя из имеющихся материалов, дата встречи Нового Лета, с которым начиналась весна, — Молодик (Новец), появляющийся после равноденствия. «Счисление по «небесным» (лунным) месяцам, действительно, существовало в древней Руси в отличие от «книжных» (календарных) месяцев, но за начало счета, по-видимому, принималось новолуние, как это следует из многих мест летописей <…> На это же указывал еще Татищев в своей «Истории Российской»: «начало же года у нас сперва счислялось от весны, и суще мню согласно с оставшими в идолопоклонстве Сарматы, от новолуния по равноденствии, как доднесь Вотяки, Вогуличи, Черемиса, и прочая, или по сшествии снега в неверных пределах в первое новолуние сходясь молятся и торжествуют» (7).
Отсюда, из Мартовского Новолетия, перейдёт сначала в сентябрьский, а затем и в январский Новый год Овесе́нь, — святодень начала Новолетия и встречи Весны. «Авсень, или Овсенъ (Ряз. и др.) старинный Русскій праздникъ. Весь смыслъ его рѣшается словомъ: «Овесень», то естъ, названіемъ перваго праздника весны, и съ тѣмъ же вмѣстѣ указаніе на день древняго нашего новаго лѣта (года)…" (Макаровъ М. Н., 8). Постепенно смысл названий Авсе́нь и Овсе́нь стал теряться, а сопутствующие им весенние обряды и посевальные песни перекочевали в "назначенное" новолетие 1 марта (как одна из христианских дат "сотворения мира"), затем в 1 сентября (по другому исчислению даты того же события), а затем и в петровский Новый Год с 1 января, но уже от Рождества Христова. Написание Овсе́нь через "А" (авсе́нь) связано только с тем, что ударение производится на второй гласной и в произношении О-А смешиваются. «…Сказанный Новогодный канунъ перешелъ къ Генварю отъ Сентября, а къ Сентябрю отъ Марта, на канунѣ котораго старики еще весьма недавно воспоминали свой Овесенъ или свою Веснянку. Но покорность любимымъ Царямъ, особенно Великому Петру, убѣдила Рязанцевъ, вначалѣ праздновать Овесень въ концѣ Сентября, чествовать его какъ праздникъ благодарственный въ окончаніи работъ полевыхъ, а потомъ уже на канунѣ Генваря, на любимый своей Васильевъ Вечеръ» (Макаров М., 9). За столетия мартовский «Овесе́нь» превратился в «Овсе́нь», с которым утратилось и слово «Обосе́нь». «Овесенъ добро на красное солнышко, на погодку, а обосень на хлѣбецъ въ припасъ!» (там же). Заметим, что одно из значений приставки об- — доведение действия до естественного предела; в слове «озимые», возникшего из формы о зимѣ — «перед зимой».
Наступление Новолетия по весеннему календарю иногда совпадает с равноденствием (Возрождением) или наступает сразу после него, что отразилось на смешении обрядов и привело к постепенной утрате сакрального смысла каждого из них. «Надобно замѣтить, что весенние обряды разсѣяны между обрядами разныхъ праздниковъ въ честь стихійныхъ божествъ, праздника Коляды, Красной горки, особенно Щедраго вечера. Перенесеніе ихъ на Щедрый вечеръ совершилось очень естественно, когда новый годъ перешелъ съ марта на январь» (Знаменский П. В., 10).
Именно в этот день, в канун появления Новца, возжигаются костры, в которых сжигается старое, отболевшее и пришедшее в негодность. Период безлуния — опасное время в сакральном значении, наполнено повериями об активизации враждебных человеку сил, их вредоносности, и описанием магических способов защиты от них.
1. Астрономия древних обществ / РАН. Ин-т археологии; Евразийс. астроном. об-во. — М.: Наука, 2002
2. Черепнин Л. В. Русская хронология. — М., ГАУ НКВД СССР, 1944
3. Киприянова Н.В. Зварцев И. А. Хронология. Метрология. Методические рекомендации. — Владимир, ВладГУ, 2014
4. Харузин Н. И. Русские лопари. — М., 1890
5. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. Отв. Ред. С.А.Токарев. — М., «Наука», 1983
6. Культура Чувашского края. Часть I: Учебное пособие. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1995
7. . Святский Д. О. Астрономия Древней Руси. — М.: НП ИД «Русская панорама», 2007
8. Макаровъ М. Н. Опытъ русскаго простонароднаго словотолковника. — М., Университетская типографiя, 1846
9. Чтенiя въ Императорскомъ Обществѣ Исторiи и Древностей Россiйскихъ при Московскомъ Университетѣ. 1846, март, №3
10. Нижегородскiя Епархiальныя вѣдомости. 1866, №2. — Нижнiй Новгородъ, 1866
©В.К.