ѣ- читается как "е"
i- читается как "и"
Совѣты.
Письмо къ C. П. Шевыреву
Уча другихъ, также учишься, Посреди моего боаи
и труднаго времпни, къ которому присоединились еще и тяжелыя страданія душевныя, я долженъ былъ вести такую дѣятель-
ную переписку, какой никогда у меня не было дотоль, Какъ
нарочно, почти со всѣми близкими моей душь случились въ это
время внутреннія событія и потрясенія. Все какимъ-то инстинк-
томъ обращалось ко мнѣ, требуя помощи и совѣта. Тутъ только
узналъ я близкое родство человѣческихъ душь между собою.
Стоить только хорошенько выстрадаться самому, какъ уже всъ69
ающle становятся тебъ понятны, и почти знаешь, что нуж-
казать имъ. Этого мало; самый умъ проясняется: дотол
крытыя положенія и поприща людей становятся тебъ извьсть
дѣлается нидно, что кому изъ кихъ потребно. Въ по-
нее время мнѣ случалось даже получать письма отъ людей,
мнь почти вовсе незнакомыхъ, и давать на нихъ отвѣты тахе,
какихъ бы я не сумълъ дать прежде. А между прочимъ я ни-
чуть не умнѣе никого. Я знаю людей, которые въ нѣсколько
ъ умнье и образованнѣе меня, и могли бы дать совѣты въ
сколько разъ полезкѣйшlе моихъ; но они этого не дьлаютъ
и даже не знаютъ, какъ это сдѣлать. Великъ Богъ, насъ уму-
ряющій! И чѣмъ же умудряющій?—тьмъ самымъ горемъ, отъ
котораго мы бЪжимъ и хотимъ сокрыться, Страданіями и горемъ
опредьлено намъ добывать крупицы мудрости, не прlобрѣта-
емой въ книгахъ. Но кто уже прlобрѣлъ одну изъ этихъ кру-
пицъ, тотъ уже не имѣетъ права скрывать ее въ себь отъ дру-
гихъ. Она не твое, но Божіе достояніе, Богъ се выработалъ
въ тебь, все же дары Божіи даются намъ затѣмъ, чтобы мы
служили ими собратіямъ нашимъ: Онъ повелѣлъ, чтобы ежеми-
нутно учили мы другъ друга. Итакъ, не останавливайся, учи и
давай совѣты! Но, если хочешь, чтобы это принссло въ то же
время тебъ самому пользу, дѣлай такъ, какъ думаю я и нкакъ
положилъ себь отнынь дѣлать всегда. Всякій совѣтъ и наста-
Влене. какое бы ни случилось кому дать, хотя бы даже чело-
вѣку, стоящему на самой низкой степени образованія, съ кото-
рымъ у тебя ничего не можетъ быть общаго, обрати въ то же
время къ самому себъ, и то же самое, что посовѣтовалъ дру-
гому, посовѣтуй себѣ самому; тотъ же самый упрекъ, который
сдѣлалъ другому, сдѣлай тутъ же себъ самому. Повѣрь, все
придется къ тебъ самому, и я даже не знаю, есть ли такой
упрекъ, которымъ бы нельзя было упрекнуть себя самого, если
только пристально поглядишь на себя. ДЬЙСТВУЙ оружlемъ обою-
дуострымъ. Если даже тебѣ случится разсердиться на хого бы
но ни было, разсердись въ то же время и на себя самого, хотя
за то, что сумѣлъ разсердиться на другого, И это дЬлай не-
премѣнно! Ни въ какомъ случа не своди глазъ съ самого себя.
Имьй всегда въ предметь себя прежде всѣхъ. Будь эгоистъ въ
этомъ случаѣ. Эгоизмъ тоже не дурное свойство: вольно было
людямъ дать ему такое скверное толковане, а въ основанle
эгоизма легла сущая правда. Позаботься прежде о себъ, а по-
томъ о другихъ; стань прежде самъ почище душою, а потомъ
уже старайся, чтобы другie были чище
1846.