Было бы несправедливым обойти вниманием и эту сторону вопроса, так как она тесно сопряжена с понятиями интеллектуальной собственности как таковой. Сегодня структура архитектурной фирмы выглядит следующим образом: во главе, естественно, стоит генеральный директор, далее его заместители, и далее уже непосредственно исполнители проектов. Директор и заместители, как правило, решают управленческие вопросы – вопросы поиска заказов, и сопутствующие переговоры. К непосредственному выполнению проектов, руководство, в большинстве случаев, либо вообще не имеет отношения, либо имеет отношение весьма косвенное. Всю же архитектурную работу выполняет низшая (с точки зрения менеджмента) прослойка – рядовые архитекторы (часто ими оказываются студенты). Однако, при смене компании , этим самым архитекторам руководство сообщает пренеприятнейшее известие: работы, выполненные этим рядовым архитектором, являются собственностью компании, и не могут им использоваться в качестве собственного портфолио. Как говорят американцы: «ничто не может быть дальше от истины». К сожалению, молодые архитекторы бывают часто подавлены авторитетом начальства, и покидают свое место работы ни с чем (в плане интеллектуальной собственности). Здесь стоит рассмотреть два варианта: во первых работает ли специалист по трудовой книжке или нет. Второй вариант – работа без оформления, встречается намного чаще, чем первый. Так вот, если архитектор проработал без трудовой книжки, он имеет право забрать весь объем работ, который был им выполнен, и скомпоновать из него собственное портфолио. Это абсолютно законно. Другое дело если специалист работал по трудовой книжке. В этом случае он все равно имеет права скомпоновать собственное портфолио, и демонстрировать его новому работодателю, однако, если в первом случае архитектор имеет полное право размещать работы в сети Интернет, то во втором случае я посоветовал бы от этого воздержаться: наверняка в трудовом соглашении есть пункт о неразглашении. Хотя, не могу не сказать, что на моей практике, а проработал я во многих компаниях, защитой авторских прав работодатели только пугали на уровне блефа. В действительности же ей никто не занимался. Покопавшись в этом вопросе с правовой точки зрения, я увидел, что процедура реальной защиты авторских прав настолько сложна, что если кто-либо из директоров и будет ей заниматься, то на исполнение других обязанностей у него уже не останется времени. Более того, вы всегда можете сказать, что выполняли лишь визуализацию к чужому проекту (ведь вряд ли вы в портфолио будете класть рабочие чертежи, кому они интересны?), а права на визуализацию у вас никто не отнимет. Вы ведь работали в качестве «архитектора», а не «визуализатора». Так что вопрос об авторских правах в архитектурной области носит настолько наивный характер, что вряд ли это в ближайшее время выйдет за рамки бытовых споров.
Текст: Павел Сапов
Продолжение следует
Уважаемые читатели! В рамках данного формата я публикую фрагменты статей, разбивая одну большую статью на несколько. Если вас заинтересовал материал, и вы хотите прочитать продолжение или предшествующие части - заходите на мой канал, там обязательно будут следующие части и статьи целиком. Подписывайтесь, читайте, комментируйте:)