Законодательное определение инвестиций.
Сначала напомню об определении инвестиций. В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Важная часть инвестиций – это капитальные вложения. Это - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Из определения инвестиций следует, что инвестиции являются важнейшим фактором экономического и социального роста. Можно предположить, что именно поэтому стратегические задачи, поставленные в майских (2012 года) Указах Президента России и в его соответствующих Указах от 2018 и 2020 годов (№№204 и 474) включают в себя целевые установки по наращиванию инвестиций.
Итоги выполнения Указа Президента РФ
от 7 мая 2012 года в части инвестиций.
В соответствии с Указом «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года №596 в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан достижения технологического лидерства российской экономики поставлена задача, в частности, по увеличению объёма инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году (норма накопления) и до 27 процентов – к 2018 году. Как обстоит дело с выполнением этого важнейшего поручения Президента РФ у нас в Санкт – Петербурге? В соответствии с статистическим отчетом Росстата это поручение в нашем городе не выполнено: в 2015 году вместо 25% обеспечено только 14,3%, в 2017 году вместо 27% выполнение составило только 17,6%. Возникает вопрос: насколько это плохо для социально – экономического развития города? Чем больше показатель нормы накопления, тем больше темпы экономического роста. Например, в Китае это отношение превышает 40%, в Индии – выше 35%. Низкая норма накопления создает предпосылки для низких темпов экономического развития города в среднесрочной перспективе. Недостаточные объемы инвестиций в основной капитал обуславливают высокую степень износа основных фондов в экономике города: износ возрос с 36,8% в 2013 году до 37,7% в 2016 году и 38,9% в 2018 году. Такая высокая степень износа основных фондов реально сдерживает процесс технического перевооружения и достижения технологического превосходства на этой основе. При этом износ в обрабатывающих производствах возрос с 44,5% в 2013 году до 53,2% в 2019 году. Одна из с амых высоких степеней износа основных фондов из важнейших видов экономической деятельности сложилась именно в обрабатывающей промышленности. Это не создает предпосылок для обеспечения экономического роста на основе технологического превосходства, для достижения технологического лидерства.
Существующее положение с
инвестициями в Санкт – Петербурге.
Изменение объема инвестиций в основной капитал по отношению к предыдущему году составило по полному кругу организаций (источник – Петростат):
· 2015 год – 82,6%.
· 2016 год – 131,1%.
· 2017 год – 96,3%.
· 2018 год – 119%.
· 2019 год – 81,5%.
· 2020 год – 97,4%.
Если сравнить показатели 2020 года по отношению к 2014 году с учетом всех промежуточных показателей, то получим, что снижение составило в целом по годам 98,5%.
Важным показателем инвестиционного процесса является соотношение собственных и привлеченных средств в структуре инвестиций. Высокий удельный вес собственных инвестиций повышает надежность инвестирования и снижает их объем. Привлеченные инвестиции повышают инвестиционные риски и создают предпосылки для роста инвестиций и экономического роста на их основе. Начиная с 2010 года по 2020 год удельный вес привлеченных средств снизился в структуре инвестиций по кругу крупных и средних организаций с 71,5% до 41,9% соответственно. Удельный вес кредитов банков снизился с 19,6% до 8,4% соответственно. Таким образом, наметилась долгосрочная тенденция создания предпосылок для сдерживания экономического роста. Это можно рассматривать как негативную тенденцию в инвестиционном климате города.
Наметилась также такая негативная тенденция как снижение объема инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности: в 2017 году объем составил 62,7 млрд. рублей, в 2018 году – 80,8 млрд., в 2019 году – 66,2 млрд., в 2020 году – 58,5 млрд. В свою очередь это сдерживает возможности для осуществления технологического прорыва.
Негативные тенденции в инвестиционном процессе создают предпосылки для снижения уровня экономического и социального развития города, свидетельствуют о недостатках в инвестиционном климате города.
Возможные резервы
для роста объемов инвестиций.
Прямые инвестиции.
Инвестиционные ресурсы городских организаций направляются на развитие экономик зарубежных стран через механизм прямого инвестирования.
Напомню определение прямых инвестиций из Википедии. Прямые инвестиции — это вложения (инвестиции) денежных средств в материальное производство и сбыт с целью участия в управлении предприятием или компанией, в которые вкладываются деньги, и получения дохода от участия в их деятельности. В соответствии с принятой международной классификацией иностранных инвестиций, к прямым инвестициям относятся инвестиции, в результате которых инвестор получает долю в уставном капитале предприятия не менее 10 %. Приобретение доли в капитале предприятия не менее этой величины даёт возможность непосредственно участвовать в управлении предприятием, в частности иметь своего представителя в совете директоров. Прямые инвестиции позволяют непосредственно влиять на проинвестированный бизнес. Другими словами – прямые инвестиции наших городских организаций в развитие зарубежных компаний и стран позволяют сделать вывод, что предпринимательский климат в этих зарубежных странах более благоприятный, чем в нашем городе.
Теперь о количественных показателях прямых инвестиций в зарубежные страны. По данным ЦБ РФ за 2011 – 2019 годы объем этих инвестиций составил 40 млрд. долларов, при этом обратный финансовый поток от этих инвестиций за рубежом уже в экономику нашего города составил 27 млрд. долларов. В итоге порядка 13 млрд. долларов наших инвестиций остались в зарубежной экономике. Это при курсе доллара на уровне 75 рублей составит порядка менее 1 трлн. рублей. За 9 лет это составит ежегодный объем оттока инвестиций порядка 100 млрд. рублей. Напомню, что фактический годовой объем инвестиций составляет в нашем городе порядка 700 млрд. рублей по полному кругу организаций. Это означает, что возможный объем инвестиций снижается ежегодно примерно на 15%. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что все возвратные прямые инвестиции еще и замедляют инвестиционный процесс во времени.
Теперь рассмотрим процесс поступления прямых инвестиций из-за рубежа в экономику Санкт – Петербурга. На сайте ЦБ РФ показатели представлены только за 2017 – 2019 годы. Поступления и изъятие примерно равны и находятся в диапазоне 6 –7 млрд. долларов ежегодно. В целом за этот период изъято порядка 20,5 млрд. долларов инвестиций, поступило порядка 19,8 млрд., порядка 700 млн. долларов – это превышение изъятия над поступлением. Таким образом, прямые иностранные инвестиции в наш город успешно решают задачу получения прибыли иностранными компаниями за счет предпринимательской среды в нашем городе, что достаточно понятно в условиях рыночной экономики и является естественным следствием прямого зарубежного инвестирования. В год примерно на 130 млн. рублей инвестиций уменьшается их объем в экономику нашего города, что представляется достаточно небольшой величиной при условии поставки из – зарубежных стран передовых технологий и передовых методов управления.
Ставка по кредитам.
По данным ЦБ РФ средневзвешенная ставка по кредитам, представленным нефинансовым организациям в рублях сроком до 1 года, в целом по РФ снизилась с 13,8% в декабре 2015 года до 6,2% в декабре 2020 года. При этом показатель рентабельности основных видов экономической деятельности по данным Петростата составил в 2019 году 5,4% по Санкт – Петербургу. Это свидетельствует о том, что для многих видов экономической деятельности развитие за счет кредитных ресурсов невозможно. Целесообразно рассмотреть возможность расширения программы льготного кредитования для организаций приоритетных видов экономической деятельности за счет бюджетных средств города. Необходимо их определить (приоритетные виды) по критерию возможности осуществления ими технологического прорыва. О возможном осуществлении технологического прорыва в городском хозяйстве я ранее писал в статье «Херсон перед нами».
Строительство объектов
федеральной адресной
инвестиционной программы.
В Санкт – Петербурге ежегодно осуществляется федеральная программа инвестирования в объекты федеральной значимости за счет федерального бюджета. В 2020 году эта программа включала в себя свыше 30 объектов, по многим из них годовой план не выполнен. Это же положение было отмечено и в предыдущие годы. В результате потенциально возможный объем инвестиций в городе снижается ежегодно на миллиарды неосвоенных средств. При этом создаются предпосылки для сдерживания потенциально возможного прорывного технологического развития. Этим формируются тенденции для снижения объема продаж и снижения валового регионального продукта на этой основе. Предлагается закрепить ответственность за строительство этих объектов за соответствующими комитетами городского Правительства и ежеквартально рассматривать ход их сооружения на заседаниях Правительства Санкт – Петербурга.
Строительство объектов
городской адресной
инвестиционной программы.
В Санкт – Петербурге ежегодно осуществляется городская программа инвестирования в объекты городской значимости за счет городского бюджета. Анализ ее выполнения показывает, что за период 2011 – 2020 года она ежегодно систематически не выполнялась. Процент выполнения плана колебался в диапазоне от 60 до 90%. За этот период ориентировочно не освоены средства в объеме порядка 150 млрд. рублей, ежегодно это составляет в среднем около 12 -15 млрд. рублей. Прежнее Правительство города воспринимало это положение как объективность и не предпринимало реальных шагов по исправлению положения, что видно из вышеприведенных данных. Можно предложить в качестве меры по исправлению создавшегося положения введение персональной ответственности за выполнение планов на сооружении конкретных объектов на председателей комитетов и вплоть до рядовых исполнителей.
Задачи по выполнению Указа Президента РФ
от 21 июля 2020 года №474 в части инвестиций.
Новые задачи в области экономического и социального развития поставлены Президентом России в Указе от 21 июля 2020 года №474, в том числе в части инвестиций - необходимо обеспечить реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года (до 2030 года). Это означает, что ежегодно темп увеличения инвестиций должен составлять не менее 5-7%. Можно предположить, что главным ответственным за выполнение этого показателя должен быть Комитет по инвестициям. Именно на этот Комитет возложены функции по реализации инвестиционной политики города, а также по повышению его инвестиционной привлекательности как для российских, так и для иностранных инвесторов. Вся нормативная база законодательных и исполнительных документов должна быть уточнена исходя из того, что ее существование в прежнем виде не обеспечило выполнение задания майского (2012 года) Указа Президента России об увеличении нормы накопления.