Найти тему
МАСТЕР ЗАК

«Я вас боюсь»: как бороться со страхом в общении с начальством

Оглавление


Как правило, страх перед авторитетом усиливается в двух случаях:

• если у подчиненного сильно выражена социофобия. Обычно социальная тревожность сопровождается нестабильной самооценкой, что превращает жизнь подчиненного в личный маленький ад: для него очень значимо мнение других, у него отсутствует инициатива, он боится критики и негативной обратной связи.

• страху может способствовать строгая иерархическая культура внутри компании. Например, когда в коллективе не принято спорить с руководством, выражать свое мнение. Сам руководитель также может акцентировать внимание на иерархии демонстрировать резкое несогласие с мнением своих подчиненных и продвигать авторитарный стиль руководства.

В обоих случаях проигрывает не руководитель, не подчиненный, а компания. Испуганный сотрудник слишком занят страхами, чтобы менять компанию к лучшему, а зацикленный на своем мнении руководитель забывает, что он все равно слабее синергии.

Как понять, проблема в руководителе или в подчиненном

Выявить некорректное, неуважительное поведение руководителя можно с помощью анонимной оценки корпоративного климата сотрудниками. Если подчиненные отмечают эмоциональное давление со стороны руководителя, его авторитарный подход и концепт «есть два мнения: мое и неправильное», то проблема именно в начальстве.

Если большинство сотрудников отмечают демократический стиль управления руководителя и его дружелюбное отношение к подчиненным, то дело может быть в восприятии ситуации самим сотрудником.

Как страх в общении с начальством может мешать работе сотрудников

Дело в том, что последствия могут негативно отражаться на всем коллективе. Отсутствие прозрачной обратной связи между сотрудниками и руководством не только портит отношения в коллективе, но и мешает бизнес-процессам.

Страх перед общением с руководством порождает токсичную атмосферу: подчиненные ненавидят себя за свои комплексы, еще больше ненавидят тех сотрудников, у кого хватает смелости высказывать свое мнение открыто.

И, конечно, ненавидят начальство, которое допустило такую атмосферу в коллективе.

Все это чревато высокой текучестью кадров и низкой мотивацией сотрудников. Кроме того, при таком раскладе руководству не будут сообщать, когда что-то идет не так. Последнее может мешать эффективной работе.

Что делать руководителю, чтобы выстроить комфортные отношения с подчиненными

В первую очередь начальник должен сформировать атмосферу доверия и показать подчиненным, что он такой же человек с правом на ошибку.

Руководителю стоит конструктивно pеагировать и адекватно относиться к мнениям и обратной связи от сотрудников.

Нужно стараться поощрять у подчиненных открытую коммуникацию, благодарить их за высказанные предложения, собирать от них обратную связь в коллективных и индивидуальных формах. Очень важно донести до сотрудников мысль, что, если они высказали несогласие с руководителем по какому-либо вопросу, они будут услышаны, а не уволены.

Что делать сотруднику, чтобы избавиться от напряжения и страха

Сотрудникам важно не забывать, что работодатель — человек, а не небожитель. У него есть свои страхи, трудности и обязательства. Вам не обязательно становиться друзьями, но и смотреть на него с позиции «я маленький ребенок в ожидании наказания» тоже не стоит. Пробуйте формировать здоровые профессиональные отношения, при необходимости спрашивайте у руководителя совета, предлагайте свою обратную связь, если вам есть что сказать. Начните с того, что кажется вам наименее страшным, и вы постепенно убедитесь, что бояться в целом не стоит.

Мы слишком много времени проводим на работе, чтобы нас окружали страхи и дискомфорт. Если начальство не может позаботиться о вашем психологическом благополучии, займитесь этим сами.

Автор: Анастасия Батхина, психолог