Найти в Дзене

Две стороны традиционной логики: формальная и диалектическая

Иноземцев пишет: "Вообще говоря, Гегель всего-то и сделал, что ввел в состав натуральных операторов самой логики (типа: "если ..., то ...")  , (которую Грачев почему-то обозвал "традиционной"), операцию "снятие противоречия", а тем самым, он якобы исключил из суждений второй закон  Аристотеля. И в то же время, Гегель все свои суждения "Философия духа"  четко строил в рамках все тех же 3-х законов

Иноземцев пишет: "Вообще говоря, Гегель всего-то и сделал, что ввел в состав натуральных операторов самой логики (типа: "если ..., то ...")  , (которую Грачев почему-то обозвал "традиционной"), операцию "снятие противоречия", а тем самым, он якобы исключил из суждений второй закон  Аристотеля. И в то же время, Гегель все свои суждения "Философия духа"  четко строил в рамках все тех же 3-х законов "традиционной" логики. (Что, в общем то, присуще и всем текстам Грачева).

В общем я хочу сказать, что нет и не может быть других логик, кроме той, которую Грачев обзывает то "традиционной", то "диалектической", а то и "естественной". - Логика не внешний объект, доступный для наблюдений, а внутренняя суть  функционирования нашего мозга, онтологическая суть нашего мышления. И именно, тождественность логики для каждого из нас и позволяет нам преобразовывать высказывания (формализмы) одного в понимание (в представления) другого. И наукой Логика быть не может. (Это точно так же как: нет и не может быть функций для константы)."

Наше естественное мышление (традиционное) скорее диалектическое, чем формальное. Человек в обычных рассуждениях оперирует вопросами, оценками, императивами и, наконец, суждениями. Формальная логика отвлекается от первых трёх форм мысли, не несущих на себе истинности, и оперирует только суждениями.

Что касается хорошо известных и близких нам вопросов, оценок и императивов, то в ткань рассуждения ФЛ вводит их контрабандой. В лучшем случае, в качестве строительных лесов. По завершении вывода строительные леса убирают и остается голый силлогизм.

Если обратиться к современной логике, то Виктор Александрович Светлов в издании учебника, адресованного студентам. аспирантам, преподавателям, учёным и всем, кто самостоятельно изучает логику, делит современную логику на три части:

Часть1. Традиционная логика.

Часть 2. Классическая логика высказываний и предикатов.

Часть 3. Неклассическая логика.

О традиционной логике Светлов пишет следующее:

"Традиционной логикой принято называть теорию силлогизмов, созданную Аристотелем (384 - 322 до н.э.). В средние века она была систематизирована схоластами и примерно в таком виде дошла до наших дней. В большей части отечественных учебников традиционная логика до сих пор излагается именно в той форме, которую ей придали средневековые логики" (Светлов В.А. Современная логика. - СПб, 2008. - С.36).

О традиционной формальной логике сложилось достаточно устойчивое представление. Традиционная формальная логика, она и в Африке традиционная логика. И мною везде используется стандартный термин "традиционная логика", в частности, описание В.А. Светлова.

Согласно моим представлениям о соотношении традиционной формальной логики (ТФЛ), элементарной диалектической логики (ЭДЛ) и  естественного мышления (ЕМ), - первые две являются теоретическими моделями естественного мышления. Последнее  правильное и неправильное, рациональное и иррациональное, ассоциативное и детерминированное, противоречивое и непротиворечивое.

Формальная модель более строгая по сравнению с ЭДЛ. Зато диалектическая модель более полная, поскольку шире и глубже охватывает основные формы мысли, связи между ними и законы выведения одних мыслей из других.

ЭДЛ отличается от ТФЛ уже тем, что вводит в структуру рассуждения наряду с логическим субъектом "субъект высказываний" , а также в рассуждение (индивидуальное и совместное)  инкорпорирует противоречие как источник развития мысли.

--