Суэцкий канал построили и открыли для судоходства в 1869 и он стал одной главной судоходных артерий планеты.
В Первой мировой англичане защищали канал от турок, которые давили с севера, а ливийские бедуины с востока.
Во Второй мировой к Суэцу рвались танки Роммеля.
А самая долгая блокировка Суэцкого канала началась в 1967 после «Шестидневной войны» Израиля с Египтом. Израиль уничтожил авиацию Египта на аэродромах и разгромил войска на Синае. Был риск захвата канала и Египет заблокировал канал: затопил корабли и поставил мины на входе/выходе.
К этому времени в мире резко выросло число самолетов и машин, нефть нужна была всем. СССР начал строить нефтепроводы в Европу, а судовладельцы - супертанкеры.
До 1967 танкеры строили так, чтобы они проходили узкий Суэцкий канал, а после начали возить нефть в Европу вокруг Африки и резко увеличили тоннаж танкеров. Онассис стал одним из первых, кто приказал разрезать танкер пополам и вставить в середине дополнительные танки. Такую переделку корабля назвали «джамбоизация» («слоновизация» 😀).
За 5 лет максимальное водоизмещение танкеров выросло в 5 раз.
А в 1973 во время «Войны Судного дня» арабские страны объявили нефтяное эмбарго Западу, а потом подъем цен на нефть в 4 раза.
У арабских шейхов вошло в моду освещать банкеты кострами из долларов.
А в Штатах на заправках не было горючки. На Манхэттен пускали машины с чётными номерами по чётным дням и с нечётными по нечётным.
В США одновременно бушевали нефтяной кризис, Уотергейтский скандал и протесты против войны во Вьетнаме. Всё сразу. Казалось, что Америке кранты.
В 1967 в Суэцком канала оказались заблокированы 14 кораблей разных стран. Посреди канала есть Большое Горькое озеро, они там и собрались. Простояли 8 лет. Экипажи менялись. Проводили чемпионаты по футболу на палубе самого большого корабля. Со временем все это начало напоминать маленькую многонациональную страну. Палубы были желтыми от песка и их назвали «Желтый флот» или «Флот Большого Горького Озёра». Кто-то придумал и начали рисовать марки - наклейки на конверты. Сейчас эти марки популярны у филателистов.
В 1975 канал разминировали и разблокировали. Супертанкеры потихоньку пустили на слом.
И вот 23 марта 2021 года нелепая авария с контейнеровозом «Эвер Гивен».
Сейчас через канал идёт в Европу поток нефти из Персидского залива и товаров из Китая.
Россия борется за перевод части грузопотока из Китая через свою территорию: на Северный Морской путь или Новый Шелковый путь.
Проводку через Северный Ледовитый обеспечивают десять атомных ледоколов. Вроде развивается. С 2000 года оборот по СевМорПути вырос в 15 раз. В основном это сжижений природный газ с Ямала.
Разговоры о серьезных работах на «Новом Шелковом пути» идут уже давно, но как-то я пока не слыхал о существенных результатах.
Подписаться на канал MobiusBlog