Выход нового романа Г.Яхиной (к творчеству которой и к позиции которой автор данного текста относится сугубо скептически) «Эшелон на Самарканд» неожиданно сопроводился абсурдным скандалом, который разжег известный в очень узких кругах самарский педагог, краевед Г.Циденков. Все началось с того, что краевед разместил в соцсетях текст, в котором обвинял писательницу в плагиате (в цитате этого заявления убраны ссылки).
«Заставили посмотреть интервью писательницы Гузели Яхиной в пресс-центре ТАСС о ее романе "Эшелон на Самарканд"
Из интервью для меня следует, что весь роман состоит из компиляции и пересказа с минимальными изменениями публикаций моего блога в ЖЖ. За основу взята практически без изменений публикация "Побывать в шкуре уполномоченного по сопровождению голодающих детей в эвакуацию"
Изменений тут всего два: Яхина переименовала Самару в Казань и округлила число детей до 500.
Взята серия публикаций о придуманном мной сценарии
Также из этого поста взят материал о подробностях типовой эвакуации
В конце романа Яхина зачем-то публикует список придуманных ею имен-кличек детей из эшелона. Это я в статье об эвакуации детей в Чехословакию в конце статьи провожу их неполные списки из архивов
О фильмах про голод информация взята из двух публикаций
Стремясь, видимо, уйти от обвинений в плагиате, Яхина, как студент-первокурсник, меняет некоторые детали и добавляет воды в виде собственных вымыслов. Что приводит к абсурду: действие романа разворачивается в 1923 году. Это примерно как написать об эвакуации из блокадного Ленинграда в 1945 году. Эвакуировали голодающих в 1921-22 гг, в 1923-м всех уже начали возвращать.
Совпадений и нелепостей огромное количество. Ссылки на источники Яхина приводит явно не ознакомившись с ними и т.д. и т.п.
Буду рад консультации профессиональных юристов-специалистов в сфере авторских прав и издателей.»
Обращает внимание на себя то, что Г.Циденков делает далеко идущие выводы на основании не текста самого романа, а на часовой пресс-конференции Г.Яхиной. Это примерно, как цепляться к содержанию фильма на основании пресс-конференции авторов фильма. То есть это полный абсурд. Притом, как показывает внимательное изучение претензий со стороны самарского краеведа, практически все эти самые претензии есть плод фантазии Циденкова.
Как пример возьмем вот эту часть: «О фильмах про голод информация взята из двух публикаций».
Потом Циденков эту претензию расширил. Так в одной из статей (а сейчас этот краевед стал звездой) мы находим: «Григорий Циденков считает, что Гузель Яхина воспользовалась его списком фильмов о голоде в Поволжье.
- Она говорит, что пересмотрела все фильмы о голоде, ссылаясь на некий перечень. Это полная нелепица, которая также выдает её с головой. Много лет я делал подборку фильмов, повествующих о теме голода 20-х годов. Заметьте, это не документальные, а художественные фильмы. К сожалению, они не сохранились. Имеется только короткий фрагмент одного из них. Яхина не только приводит перечень этих художественных произведений в четко совпадающей с моим списком последовательности, но и утверждает, что она их смотрела.»
А в другом месте Циденков продолжает: «Далее она начала рассуждать о фильмах, которые снимались про голод. И я узнал еще два своих поста фильмах, которые снимали тогда о голоде. Причем эти посты я готовил довольно длительное время, собирал сведения об этих фильмах специализированной кинематографической литературе»
Просмотрим оба упомянутых поста, которые размещены в ЖЖ краеведа (даю с небольшими сокращениями).
Пост первый: «В 1921-22 годах, с подачи Енукидзе, было снято в агитационных целях три художественных фильма о голоде.
1. Как сообщает Петроградская "Красная газета" от 10 сентября 1921 года: "Окружной фотокиноотдел принял на себя производство для ВЦИК кинофильмы "Голод" ("На службу народу"), посвященной стихийным бедствиям в Поволжье и агитационно-художественной разработке этой темы".
Режиссером назначили Александра Иванова-Гая и к ноябрю он уже склепал идеологически годный фильмец: приехавший из города молодой рабочий помогает односельчанам бороться с голодом и строить коммуну. Им мешает местный кулак со своими приспешниками. Кулак показан в образе Кащея.
Ни фотографии режиссера, ни кадров из фильма не нашел.
2. Ударную агитку, по прямому заданию ВЦИК, сняли столпы нашего кино:
режиссер Всеволод Пудовкин И оператор Эдуард Тиссе
Фильма называлась "Голод... Голод... Голод...". Шла всего пятнадцать минут. Крутили во всех кинотеатрах. Отдельно из фильмы показывали 20-ти секундный документальный кадр плачущего малыша, снятый Тиссе и который собирал наибольшее число пожертвований. "Малыша" крутили на лекциях и агитсобраниях, вывозили за границу и его использовал Нансен в своих выступлениях. По сообщениям, в Одессе от "Малыша" ревели даже аровцы и матросы с американских миноносцев.
Сюжет фильма не нашел, кадров нет.
3. Всеукраинский кинокомитет снял кинофильму "Цветы на камнях" ("Великое зло").
Сюжет не знаю, кадров нет, об украинских кинематографистах начала 1920-х представления не имею.Режиссер Аксель Лундин, природный швед!
Из поздних, целиком по теме, знаю и смотрел замечательную киноновеллу 1967 года «Родина электричества»»
Пост второй: «Фильмы я рецензировать не умею. Но это фильм о Голоде и бандитизме. Советский фильм о Голоде. Потрясающе правдивый, жестокий и реалистичный. В стерильные 70-е угодил на полку.
Состоит из двух, никак сюжетно не связанных между собой, новелл. Авторы источников - Олеша и Платонов.
Первая - «Ангел». Роудмуви. По сюжету 1920-й год, но реалии вполне 1921-го. Паровоз сошел с путей. Часть пассажиров захвачена бандитом Ангелом.
Показано в каких условиях путешествовали на поезде. Показаны без всякой карикатуры "идейные" бандиты, скатившиеся в уголовщину. Комиссар положительный, но не каменный. Вопросы ему в лоб задают - современным "булочникам" и не снились. Все насилие в новелле происходит совершенно обыденно и, потому, крайне реалистично.
Вторая новелла - «Родина электричества». Лето 1921 года. Ученик электромеханика Гриня едет в Астраханскую деревню. Там он пытается наладить электронасос для полива.
В деревне нет ни одного вменяемого персонажа - от голода съехала крыша.
Что сказать.. Деревенских жителей играли простые люди, пережившие Голод. Лица - потрясающие, гример - гений. Самое сильное - диалог комсомольца Грини с умирающей от голода старухой о Боге. Ничего более христианского я в отечественном кинематографе не встречал.
Поля показаны точь в точь как на фото из газеты Правда за тот же год. Крестные ходы по полям обезумевших зомби реально имели место.
В фильме нет хэппи энда. Совсем.»
А теперь сравниваем с тем, что на пресс-конференции говорит Яхина про фильмы о голоде. Эту тему она упоминает один раз.
«В искусстве была одна попытка, которую знаю, по-настоящему серьезное рассказать об этом голоде в кино. Это был фильм 1968 года фильм Шухрата Аббасова "Ташкент - город хлебный" по повести одноимённой Александра Неверова. И этот фильм был снят. Кстати, в скобках отмечу, что среди сценаристов его были юные Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский. В этом фильме была использована хроника, а хроника была снята, среди прочего, также и такими гениальными операторами как Эдуард Тиссэ и Дзига Вертов. Так вот этот фильм был снят. Это был двухсерийный большой фильм. Очень серьёзный, очень тяжёлый, с большим количеством хроники. И он был цензурой очень сильно порезан. Из двух серии сделали одну серию. Хронику всю вырезала и оставила только небольшую личную историю собственно героя. Это была единственная попытка — вот так вот серьёзно рассказать именно о теме голода. Единственная, которую я вот знаю.»
Что-то не стыкуется с обвинениями со стороны Циденкова. Ни тебе списка фильмов, которые он «с трудом составил», ни тебе текстуальных совпадений. Разве что упоминание Тиссэ и там, и там. Интересно и то, в свете обвинений со стороны Циденкова, что сам краевед почему-то в своих материалах не указал источники информации о фильмах про голод, по сути присвоив себе результаты трудов других людей. Хотя мог и упомянуть фундаментальную работу «Советские художественные фильмы. Том 1» (1961), где можно найти описания «выявленных краеведом» кинокартин. Или он даже не знает об этом каталоге и рылся где-то в пыльных архивах? Титанический, но абсолютно ненужный многолетний труд получился.
Можем подарить Циденкову еще один художественный фильм о голоде. «Все в наших руках» («Голодный год»). ВФКО. 1921 год. Сценарий И.Новикова, режиссер Б.Чайковский, оператор М.Владимирский.
Продолжение разбора клеветы Циденкова и его последователей будет.