Самооценка хороша как цель и хороша как средство, а еще лучше - как следствие.
Сегодня директива повышать самооценку на слуху у всех, а вот вопрос "зачем?" частенько ставит всех в тупик.
Тотчас встают дилеммы:
- если повышать - то до каких "высот"?
- а не зазнаюсь ли?
- а что скажут друзья-родные-близкие?
Выходит каверзный сравнительный критерий: "выше, чем у..." - и рождается соревнование с заведомыми победителями-проигравшими. Самооценка первых задрана, как нос, самооценка у вторых висит на пол-шестого.
А рядом христианская мораль нашептывает на ухо: "блаженны кроткие, нищие духом..." Где уж тут нам - самооценку поднимать? Ценой блаженства-то?
"Нет, - говорит соседний лагерь, - важна любовь к себе, а не самооценка".
И все становится еще мутней. И если под самооценку мимикрируют зазнайство и гордыня, которые у всех перед глазами, то что за зверь такой "любовь к себе" - поди пойми. А главное - за что себя любить и как, не ясно в принципе.
Мол, надо делать выбор в свою пользу. На других, что же, начхать? И снова на арене: "что скажут друзья-родные-близкие?" и христианская мораль.
Давайте разбираться.
Кандидаты в доктора нам скажут, что самооценка - это оценка вами своей self-conception (концепции самого себя) - то есть набора ваших убеждений о самом себе и ваших ролевых моделей, ваших идентичностей. И здесь бывают парадоксы:
- набор хороший - а оценка низкая (не видим собственных возможностей) - "Я хуже всех!",
- набор плохой - оценка высока (не замечаем собственных пороков) - "Я лучше всех!".