Найти тему
Pro:себя

Детский сад во Вьетнаме. Я думала, после Китая меня ничем не удивишь

Оглавление

Про садики Китая я писала здесь и здесь. В Ханое немного по другому принимают на работу, поэтому за две недели я увидела много садиков. Все, как один они работают по программе Монтессори. За весь мой педагогический стаж мне так и не удалось близко познакомиться с этой программой и вот Азия дает мне шанс заполнить этот пробел. Но об этом позже. Основное внимание в этот раз уделим внешнему виду детских садов, внутреннему оснащению и правилам, которые меня удивляют.

Все сады - Монтессори.

Я не берусь утверждать, что все сады в Ханое работают по этой программе, но так совпало, что те, в которых была я - работали именно по ней. И эти сады далеко не одинаковы. Разное оснащение в таких садах. От "Ух ты, здорово", до "Как родители вообще отдают сюда ребенка?". Фотографии у меня есть только хорошего сада, ибо в остальных фотографировать было как-то не ловко.

Общие моменты:

1. Встречающий администратор.

Есть абсолютно во всех садах, где я была. Встречает всех детей (часто на руках несет в группу), всегда с улыбкой. Все, кто приходит в сад, сначала обращаются к нему. Всегда есть "ресепшн". Очень оценила эту опцию. Родители все неоходимое спрашивают у администратора не дергая при этом воспитателей. В этот же пункт внесу камеры (кого уже ими удивишь) и микрофон. А вот это тоже штука удобная. Когда есть важная информация администратор, чтоб не мотаться по группам делает объявление в микрофон и все слышат.

Вот так выглядит эта зона в моем любимом саду. Фото автора.
Вот так выглядит эта зона в моем любимом саду. Фото автора.

В некоторых садах рядом с ресепшн есть зона отдыха и зона для игр.

2. Воспитатели.

Всегда в форме: фирменная футболка и темные брюки. Всегда больше чем один воспитатель на группу. Во многих садах есть группа от 1 до 2 лет - это отдельная песня. В таких группах 2-3 воспитателя. В моем любимом саду (что на фото) пять воспитательниц на 15 детей, и это не спасает. Еще раз убеждаюсь, что если есть возможность сидеть дома с ребенком - сидите. Из этого вытекает следующий пункт.

Одна из самых просторных и светлых групп. Фото автора.
Одна из самых просторных и светлых групп. Фото автора.

3. Отношение к детям.

Вот здесь я писала про то, как выбрать детский сад, но статья "не зашла" и я перестала развивать эту тему. Но тема настолько наболевшая, что вернусь к ней (уж если не статью, то хоть пару слов напишу.

Не зависимо от того на сколько хороший садик (про плохие я совсем молчу) "внештатные" ситуации случаются. И когда ребенок кричит не переставая 1,5 часа (это только то, что вижу я) у воспитателей сдают нервы. Такие ситуации я видела в Китае, вижу и здесь (но меньше).

Для начала. Если ребенок "удобный", то все хорошо. Его любят, обнимают, целуют и т.п. А если нет? Вот ситуации которые видела я:

  • ребенок не слушается (3 года), не желает садиться на стульчик перед занятием. Сначала просят, потом делают вид, что звонят родителям, затем ором и за руку сажают на стул.
  • ребенок из этой же группы плачет, хочет к маме. Бежит к двери, хочет выйти. Около двери садиться воспитательница с ножницами в руках и "чикает" ими в воздухе. Что именно она хочет отчикать - я не понимаю, так как говорит она на вьетнамском. Ребенок понимает.
  • в группе 2 русских ребенка, мальчик 5 лет и девочка 6 лет. 2 ситуации за 15 минут: 1. Приходит иностранец устраивать ребенка в детский сад и, видимо, чтоб показать, что ребенку будет с кем общаться, администратор (см. пункт 1) вытаскивает бедного ребенка из-за стола в коридор и говорит "Speak English, speak English", а мальчик русский он из инглиша только те темы знает, что в группе проходили. Стоит, и видно, что он хочет оказаться где угодно, только не здесь. 2. Девочка не успела поиграть в игру и началась другая. Она падает на пол и начинает истошно вопить. Воспитатели оглядываясь на меня пробуют ее успокоить, на английском, естественно. Не выходит. Они начинают грозить ей огромной деревянной линейкой, девочка не успокаивается, но по реакции видно, что с линейкой она знакома. В итоге ее выволокли за дверь, откуда отчетливо слышно было три шлепка.

И это не самые жестокие истории...

Ну и то, что меня шокировало в разных садах. Это не везде так, но имеет место быть.

  • отсутствие стульев. Есть группы, где нет стульчиков и дети сидят на полу, скрестив ноги.
  • крохотные группы. Не единичный случай, где 12 годовасиков могут находиться в группе 10-12 квадратных метров.
  • свобода действий. Я работала в детских садах России и у нас карались очень жестко ситуации, если дети оставались одни в группе или, о ужас, выходили из группы без сопровождения. Здесь ребенок свободно может выйти из группы. Двухлетка оказаться на лестнице в одиночестве (лестницы здесь очень крутые). Апогеем было, когда меня оставили одну с 12ю детьми от 13 до 18 месяцев. В этот сад я больше не вернусь.

Ну и фото самого моего любимого садика, чтоб сгладить впечатление.

Есть видео из "не радостных" садиков в моем инстаграм. @Annastasian