Обет — это обещание, клятва, обязательство. Одним словом, что-то такое, чего нарушать нельзя. Казалось бы, где же еще звучать громким обетам, как не на Земле обетованной, густо овеянной легендами, где история и современность пересекаются чуть ли не на соседней улице.
Жаль только, что еще чаще там пересекаются разноречивые политические интересы. А раз так, частят в Израиле и с выборами — сейчас там прошли вот уже четвертые, причем всего за последние два года.
А обетам и вовсе нет числа. Скажем, после третьих (из тех, что мы уже упомянули) выборов, не принесших никому ощутимого перевеса, а значит, и полноценной власти, партии-конкуренты «Ликуд» и «Кахоль Лаван» решили договориться. И торжественно заключили трехлетнее коалиционное соглашение. Подчеркиваем, трехлетнее. Нетаньяху и Бени Ганц, как лидеры двух договаривающихся партий, должны были по соглашению поочередно возглавлять правительство. Эдакая «шведская политическая семья» в Израиле. Однако союз трех — «Ликуд», «Кахоль Лаван» и власти — продержался всего лишь чуть больше полугода.
Стоило прошлым декабрем запахнуть живым деньгам, т. е. депутатам приступить в кнессете к дележу… пардон, утверждению госбюджета на 2021 год, как «священная трехлетняя коалиция» тут же рассыпалась. Деньги в Израиле всегда труднее посчитать, чем голоса избирателей. Короче, тут же были объявлены четвертые (за два года) выборы.
Ничего хорошего наблюдатели от них и не ждали. «В лучшем случае, — говорили они, — скоро будут назначены не премьер и даже не сменные премьеры, а всего лишь пятые выборы в парламент».
Похоже, пикейные жилеты как в воду глядели… Хотя на поверхности воды все выглядит замечательно, точно в шутливой песне Леонида Утесова «Все хорошо, прекрасная маркиза!». Замечательно настолько, что Нетаньяху уже объявил о своей «большой победе». Так ли это?
Вроде бы, так. С первого взгляда. Уже по результатам подсчета большей части бюллетеней победителем казались правые политические силы во главе с «Ликуд» Биньямина Нетаньяху. Вот только набрать необходимые мандаты — 60+1 — для формирования устойчивой парламентской коалиции у них не получится. А это означает, что политический кризис в стране продолжится.
И вырисовывается крайне запутанная схема. Если объединить голоса Нетаньяху и всех его традиционных союзников, у него будет только 52 места. Если собрать все голоса противников действующей власти — от крайне правого националиста Либермана до левых радикалов «МЕРЕЦ» и «Арабского списка», — у них получится 57 голосов: тоже недостаточно для формирования правительства. Ключ от власти будет в руках у двух мелких партий, которые пока ни к кому не присоединились. Первая из них — правая светская «Ямина». По предварительным подсчетам, ее представители получат 7 мест в кнессете – и почти наверняка не вступят в коалицию с левыми. Их вполне может привлечь на свою сторону Нетаньяху, и тогда у него будет 59 голосов.
Но этого все равно еще недостаточно. Говорят, все решать станет арабская партия «РААМ» («Объединенный арабский список»), однако есть большие сомнения, что арабов в Израиле все же допустят хотя бы к «мелким акциям» властного консорциума.
А это значит, впереди новые — уже пятые выборы. Которые тоже не обещают стране, что у нее появится премьер, будь он хоть новым, хоть старым. И хоть левым, хоть правым.
Вадим Елфимов
Автор фото: фото носит иллюстративный характер