Найти тему
Кириллица

Из каких народов донские казаки набирали рабов

Оглавление

Среди потомков казаков популярен романтизированный образ казачества как «вольного общества», противопоставленного крепостнической России. Однако подобные представления не вполне соответствуют историческим реалиям. В Земле Войска Донского столетиями процветали рабовладение и работорговля, а количество невольников измерялось тысячами.

Что такое ясырь

Пленников, захваченных казаками во время военных походов, называли тюркским словом «ясырь». Совершая набеги на земли Крымского ханства, Османской империи и на Кавказ, донцы уводили с собой множество татар, турок, ногайцев, калмыков, черкесов и представителей других народов. Решающее значение имел религиозный фактор – большинство ясырей были мусульманами. При захвате добычи казаки отпускали единоверцев – к примеру, православных греков. Однако это правило было не абсолютным. В начале XVIII века число донских невольников пополнили шведы-христиане из армии Карла XII. Обратить «в ясырь» могли и преступников из числа самих казаков. Такая участь ждала, например, тех, кто подымал бунт против атаманов – они считались уже не казаками, а «врагами донского казачества». После удачных походов количество ясырей измерялось сотнями. Советский историк казачества Николай Янчевский приводил следующие цифры:

«В 1650 году близ Царьгорода взято 150 человек «ясырю», в 1653 году в Крыму и Анатолии – около 600 человек, в 1655 году в Тамани – 100 человек, в 1657 году около Гезлева (Евпатория) – 600 человек, 1659 году в Керче, Булыклее, Керчи и Анатолии – 200 человек».

Единовременно в Земле Войска Донского могло содержаться до нескольких тысяч невольников. Донцы предпочитали держать в плену женщин, детей, подростков. Захваченных взрослых мужчин казаки часто казнили, чтобы в случае нападения врага ясыри не превратились в «пятую колонну».

По обычаю, в течение определённого времени пленных имели право выкупить их родственники и соотечественники. Поэтому казаки обращались с невольниками сравнительно гуманно, не нанося им увечий.

В течение XVI-XVII веков выкуп ясыря был одной из главных статей доходов Тихого Дона. В низовьях реки существовали особые площадки, где держали пленников, к примеру, известный Окупной Яр. На месте одного из таких невольничьих «рынков», предположительно, возник хутор Ясырев.

Однако если к пленнику никто не проявлял интереса, казак получал право убить его или продать «на сторону» – с этой целью на Дон приезжали торговые люди из Московии. Самые дешёвые ясыри продавались по цене степных коней – за 20 рублей. В книге «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в середине XVII века» рассказывается, что татарских и турецких пленников нередко можно было встретить в домах московских богачей, а порой и простолюдинов. Они были крещены, но содержались на положении холопов.

Рабство на Тихом Дону

Немалую часть ясыря казаки оставляли в своей собственности.

«Рабство [на Дону] носило патриархальный характер, – утверждает доктор исторических наук Олег Усенко. – Мужчины использовались в качестве слуг или работников на промыслах. Их труд наиболее широко применяли «домовитые казаки».

Атаман Пётр Краснов в «Исторических очерках Дона» перечисляет отрасли, в которых были задействованы ясыри. Пленники ковали казакам оружие, стерегли лошадей, вытёсывали лодки, строили избы и военные укрепления. С началом распашки земель Дона часть ясырей была обращена в крепостных.

Особый интерес для казаков представляли захваченные в плен женщины. В ранний период казачества они становились рабынями-наложницами, причём одну женщину часто заставляли сожительствовать сразу с несколькими мужчинам. Позднее казаки стали крестить «потурчанок» и жениться на них. Приток турецкой, татарской и кавказской крови определил многие антропологические и культурные особенности низовых казаков. Если казак уже был женат, его жена могла взять рабыню в качестве домашней прислуги, помощницы по хозяйству. Даже в XIX веке служанки и горничные в Новочеркасске по традиции назывались «ясырками».

С конца XVII века московское правительство взяло вопрос «размена полона» под свой контроль. При Петре I набеги «за ясырём» на Османскую империю были официально запрещены. Как раз с этого периода казаки всё чаще стали не отдавать пленников за выкуп, а обращать их в личных рабов, не видя в этом ничего зазорного. Только в конце XVIII века российскому правительству удалось искоренить рабовладение на Дону.