Найти тему
Базилевс

Дуодецим. Интересная и очень древняя римская игра

Полное название игры "Ludus Duodecim Scriptorum", что можно перевести как "игра двенадцати линий". В неё играли в римских тавернах и кабаках на каменных, или деревянных досках.

Общий смысл заключался в том, что бы поместить свои фишки на доску, обойти её по трем рядам и снять в конце последней дорожки.

Каменная доска для игры в доудецим
Каменная доска для игры в доудецим

Дуодецим впервые встречается на гравюрах этрусков возрастом более 2200 лет, а римляне играли в эту игру вполть до падения западной империи в 5 веке н.э. На игровых досках вместо клеток часто писали фразы, составленные из слов длинной в 6 букв. По-видимому, это делалось что бы обойти запрет на азартные игры. Один пример такой надписи гласит: VENARI LAVARE LUDERE RIDERE OCCEST VIVERE — «Охотиться, мыться, играть, смеяться — это и есть жизнь».

Деревянная доска для игры с буквами вместо клеток
Деревянная доска для игры с буквами вместо клеток

Правила доудецима были восстановлены английским историком Гарольдом Мэрреем.

Направление движения фишек в доудециме
Направление движения фишек в доудециме

1. В доудецим играют двое на доске, состоящей из трёх рядов по 12 клеток, причём каждый ряд делится пополам.

2. У каждого игрока по 15 фишек своего цвета (как правило, у одного чёрные, а у другого белые). В начале игры фишки находятся за пределами доски.

3. Игроки выбирают кто ходит первым случайным образом, или по договорённости.

4. Ходы совершаются посредством бросания трёх шестигранных кубиков. Цифры, выпавшие на них, означают количество клеток на которые можно двигать от одной до трёх фишек. Если игрок двигает одну фишку, то длина её хода определяется как сумма всех цифр. Если три, то каждая двигается на цифру соответствующего ей кубика. Если две, то одну двигаем на цифру кубика, другую на сумму двух других цифр.

5. Фишка, ожидающая входа на доску, может быть помещена только в соответствующую точку 1-6, показанную на схеме.

6. Фишка на доске может перемещаться по ходу на соответствующее количество очков. Диаграмма показывает направление движения.

7. Если все фишки игрока находятся в точках I-VI, то следующим ходом их можно начинать снимать с доски. Бросаются кубики и снимаются те фишки, чьей длины хода достаточно до края доски.

8. Вражеские фишки можно сбивать помещая на их место свою, однако, если клетка занята двумя и более фишками противника, то она считается закрытой и свою туда поставить нельзя.

9. Сбитая фишка убирается с доски и должна быть на неё возвращена следующим ходом. Пока имеются сбитые фишки никакие другие ходы делать нельзя. Возвращение фишки происходит также как описано в пункте 5.

10. Все возможные ходы должны быть совершены. Это означает, что если у игрока выпали какие-то цифры на кубиках, то все они должны быть использованы, если только возможные для ходов клетки уже не заняты противником.

11. Игра заканчивается, когда один из игроков убирает с доски пятнадцать своих фишек. Затем он объявляется победителем.

Второй вариант доудецима предполагает, что игроки начинают размещать свои фишки в разных половинах центральной линии. Один справа, другой слева. Фишка, находящаяся за пределами доски не может быть размещена нигде, кроме как на соответствующей половине центральной линии.

Пути игроков во втором варианте доудецима
Пути игроков во втором варианте доудецима

На чужую половину центральной линии заходить также нельзя. В дальнейшем игра идёт по тем же правилам что и в первом варианте Мэррея в соответствии с направлением движения, показанным на схеме. Предполагается, что второй вариант даёт больше шансов игроку, который не успел занять выгодные позиции в начале игры.

И на этом всё. Если есть вопросы - спрашивайте в комментариях. А если понравилась статья - не забудьте лайк.