Неожиданно захватывающая картина о судебном процессе пятидесятилетней давности.
Жанр судебной драмы, успешно существующий на американской почве, очень непривычен для русского зрителя. Из-за различия судебных систем, специфики иностранного законодательства, непростых для понимания нюансов. Но Аарону Соркину удалось снять фильм, которому по силам стать близким и понятным людям из разных стран. А жёсткие жанровые рамки не мешают картине стать захватывающей, динамичной и эмоциональной.
Судебный процесс, ставший основой фильма, стоит того, чтобы о нем погуглить. В 1968 году в Чикаго произошли массовые выступления против войны во Вьетнаме, переросшие в ожесточенные столкновения с полицией с сотнями пострадавших. Пятеро видных гражданских активистов (плюс два почти случайных участника событий и лидер «Черных пантер» Бобби Сил) как организаторы протестов предстают перед судом. После нескольких флешбеков событий, предваряющих процесс, картина стартует от его первого дня и завершается на последнем.
Основной конфликт фильма лежит на поверхности: противостояние ангажированной судебной машины и группы бунтарей-оппозиционеров. Второй не менее важный слой – разногласия между членами самой семёрки. Только в речах обвинения они были монолитной группой сообщников, на деле имели очень разные взгляды на протест. Ну, и третья заметная линия – столкновение личной позиции и служебных обязанностей. За нее отвечает прокурор Шульц, который пусть и не симпатизирует подсудимым, но старается действовать строго в рамках закона и оставаться беспристрастным.
Как-то внезапно казалось бы статичная и скучная судебная драма захватывает все внимание. Помогают флешбеки, кусочки стендапов, остроумные диалоги и саркастичный реплики.
Большинство сцен снято в рамках судебного зала, но место действия никак не ограничивает создателя картины. Появление Бобби Сила с кляпом во рту, показания бывшего генерального прокурора, уход в темноту и недосказанность допроса Эбби Хоффмана – все эти моменты берут за живое. Не меньшее впечатление производит хронология протеста. Ужасает, как быстро и безжалостно нарастает снежный ком насилия. В самые жёсткие моменты включаются документальные кадры столкновений, после чего становится реально страшно. Поневоле задумываешься, может, если бы полицейские не кинулись вшестером снимать подростка со флагштока, ничего бы и не было?
Конечно, чтобы расставить эмоциональные акценты, Соркин кое-где отошёл от реальных событий. Пацифист Деллинджер не бил пристава в зале суда, к Рубину не приставляли симпатичную агентку ФБР и список погибших во Вьетнаме Том Хейден не зачитывал. Все эти вольности помогают обострить драматургию и разыграть эту пьесу как по нотам. Нажимаются нужные клавиши, и зритель испытывает то беспомощность, но испанский стыд, то воодушевление. Наше отношение к происходящему на экране тоже мастерски срежиссировано, симпатии безо всяких колебаний достаются подсудимым.
Интересные факты о фильме:
- сценарий был написан Аароном Соркиным ещё в 2007 году, режиссером картины должен был стать Стивен Спилберг, однако, затем он покинул проект;
- картина стала второй режиссерской работой известнейшего сценариста Аарона Соркина;
- если бы съёмки начались ещё в 2007 году роль Тома Хейдена мог сыграть Хит Леджер;
- «Суд над чикагской семёркой» выдвинут на «Оскар» сразу в нескольких номинациях: «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучшая работа оператора», «Лучший монтаж», «Лучшая песня».