Новый российский восьмиклапанный мотор с индексом ВАЗ-11182 EVO фактически является новым двигателем. Общий ресурс силового агрегата теперь составляет 200 тыс. км вместо 160 тыс. км у 87-сильного предшественника модели ВАЗ-11189.
В российской автомобильной прессе уже подробно рассказали о технических характеристиках мотора, о его тяговитости, о том, какие узлы и детали используются в двигателе, которые позволили улучшить его показатели. Но практически никто не отметил такую особенность, что за новым российским агрегатом закреплено новое интернациональное обозначение франко-японского Альянса – AR16SEg2 EVO.
И это не случайно. Видимо, Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi одобрил модернизацию мотора, поскольку Renault рассматривает вопрос о применении этого силового агрегата на базовой версии нового Logan. Но, прежде он должен появиться на текущей версии Lada Granta, которая, как известно, останется в производственной программе АвтоВАЗа до 2024 года. Немаловажно и то, что новый восьмиклапанник может быть немного доработан и соответствовать нормам Euro-6. Поскольку ужесточение экологических норм в РФ не «за горами» и произойдет через пару-тройку лет. В этом никто не сомневается.
Сегодня новый мотор устанавливают на обновленный Lada Largus. И это тоже не случайно. Скорее всего, дело в подстраховке, на случай возможных «детских» болезней. Как уже объявлено, до лета текущего года новый силовой агрегат появится на Granta. И перейдет в следующее поколение Granta, которую как было отмечено на презентации Renaulution, состоявшейся 14 января с.г., построят на платформе Альянса CMF-B, на которой уже построены новые Dacia Logan/Sandero-III третьего поколения.
Напомним, что на автомобилях третьего поколения Dacia (Renault) Logan /Sandero сегодня устанавливают моторы – атмосферник 1.0 SCe (65 л.с.) и турбомотор 1.0 TCe (90 л.с.). Понятно, что с такой моторной гаммой новое поколение популярных бюджетных Renault в России ожидает провал. 65-сильный движок слишком маломощен, а к даунсайзинговым литровым моторам у отечественного автолюбителя пока нет доверия. Все вместе это приведет к рыночному провалу нового поколения бюджетных Renault семейства Logan/Sandero. Это, наверняка, осознают в Renault Groupe, потому и будут примерять отечественную разработку. В этом классе автомобилей сильна конкуренция со стороны парочки Hyundai Solaris /KIA Rio и немецко-чешской пары Skoda Rapid /VW Polo. Потому никакого смысла сдавать конкурентам российский рынок у Renault нет.
Если мы вернемся на несколько лет назад, то обнаружим, что прежнее руководство АвтоВАЗа также составило стратегию развития предприятия, перешедшего под контроль французской компании. В частности, еще четыре года назад было известно, что Альянс Renault-Nissan не готовит программ модернизации или развития линейки 16-клапанных вазовских моторов – объемом как 1,6 л, так и 1,8 л. Тогда посчитали эволюцию данных силовых агрегатов бесперспективной. Они должны были завершить свой жизненный цикл и постепенно уйти и заменены на франко-японские двигатели. Тогда же был остановлен проект вазовского турбомотора объемом 1,4 л и гибридной трансмиссии, который разрабатывался совместно с английской компанией Ricardo.
В той прошлой технической стратегии АвтоВАЗа единственным вазовским двигателем (ВАЗ-11189), которому светил более продолжительный жизненный цикл был восьмиклапанник 1,6 л (87 л.с.), который планировали модернизировать в мотор ВАЗ-11186 Evo с новыми головками блока и блоком управления. Тогда предполагалось, что этот мотор оставят в моторной линейке Lada в основном на автомобили для внутреннего рынка, а его производство будет вестись в объемах 100-150 тыс. силовых агрегатов в год. Дело в том, что в Альянсе ни у Renault, ни у Nissan нет такого аналога по соотношению себестоимости производства и неприхотливости.
Сильный бренд – сильные моторы
Более двух месяцев прошло после презентации стратегии развития Renaulution отдельный раздел был посвящен отечественному бренду Lada и его перспективе, а также интеграции будущей бизнес-единицы «Dacia -Lada ».
После многих публикаций, которые заполнили автомобильный интернет, наш канал обнаружил такой вот информационный вакуум. Он касается развития моторной линейки французского концерна и его дочерних подразделений, в том числе Lada. Кроме одного озвученного тезиса: количество силовых агрегатов на предстоящий период в Renault должно снизится с 8 существующих семейств двигателей до 4-х. Вот и вся информация по двигателям. В принципе, такой подход в озвучивании стратегии правомерен: стратегия – это общие положения, ведущие к достижению определенных целей. Ну а цель ясно сформулировал глава концерна Renault Лука де Мео – рост прибыли. На этом вопросе необходимо остановится более подробно.
Как известно, на АвтоВАЗе работает моторное производство, рассчитанное на выпуск одного миллиона отечественных моторов ВАЗ и 300 000 иностранных двигателей Renault в год. Это огромный промышленный потенциал, о судьбе которого в представленной стратегии Renaulution и последующих выступлениях топ-менеджмента компании и материалах на данную тему практически ничего не сказано.
Несколько лет назад вовсю шла работа над перспективным автомобилем Lada 4x4 Vision в Х-стиле дизайнера Стива Маттина иными словами перспективной Lada Niva. И уже тогда было решено, что в качестве базового для этого перспективного внедорожника станет разработанный компанией Nissan мотор HR 16 (или как теперь его обозначают Renault H4M ) объемом 1.6 л. Этот силовой агрегат Альянса в то время только начали выпускать на АвтоВАЗе и локализовывать, то есть увеличивать количество отечественных компонентов.
Правда, тогда этот силовой агрегат оказался слишком дорогим из-за наличия большого числа импортных деталей и узлов. А вот если вспомнить хронологию событий, то 10 октября 2017 года АвтоВАЗ объявил о том, что прекращает выпуск автомобилей Lada с зарубежными силовыми агрегатами. Тогда прежнее поколение Lada Largus сменил 102-сильный агрегат Renault K4M на 106-сильный отечественный шестнадцатиклапанник ВАЗ-21129 (106 л.с.). Вазовские моторы оказались дешевле, что стало следствием девальвации национальной валюты после крымских санкций.
А теперь, что касается самого мощного мотора, который прочат в моторный отсек перспективного внедорожника Lada 4x4, тизер которого засветился в презентации Renaulution в разделе о будущем Lada. Речь идет о двигателе H 5Ht TCe 150 объемом 1,33 л. Некоторое время назад в автомобильной прессе активно муссировались слухи о том, что этот силовой агрегат будут производить на АвтоВАЗе. Причиной появления такой информации стали условия в специнвестконтракта (СПИКе), который АвтоВАЗ подписал с Минпромторгом от имени Альянса Renault -Nissan -Mitsubishi, где прямо говорится о производстве новых двигателей, в том числе газомоторных, в дополнении к уже налаженному производству Renault H4M. Поэтому и появилось это предположение о локализации данного силового агрегата в РФ. Но надо смотреть фактам в глаза. Сегодня движок H5Ht TCe 1.3 устанавливают на гамму автомобилей Renault, выпускаемых в России. Это кроссоверная линейка французского автопроизводителя: модели Arkana, Kaptur, а теперь и Duster -II. По данным Авторевю, данный мотор не будет локализован, но станет самым мощным для перспективной Lada 4x 4.
Поясним, сегодня данный мотор франко-немецкой разработки уже установлен на более чем 16 тысячах автомобилей Kaptur и Arkana . Даже с учетом того, что этот мотор появится и под капотом более популярной модели Duster, а в перспективе и новой Нивы (Lada Niva 4x4) и даже других моделей Lada резкого увеличения потребностей в этом моторе со стороны российских сборочных площадок не будет. Для организации сколь-нибудь значительных объемов его выпуска на территории РФ нужны серьезные инвестиции, так и для локализации узлов и деталей для него. Вряд ли даже перспективная линейка Lada и существующая Renault обеспечит потребность даже в одну сотню тысяч таких агрегатов. А этот факт невысокого спроса может не окупить вложенных инвестиций. Сегодня этот мотор в РФ доставляется из Испании.
Таким образом, все-таки со временем Lada придется переходить на агрегатную базу Renault -Dacia . Не сегодня, не сразу. Пока у нас есть удачный пример локализации атмосферного мотора H4M, для которого на АвтоВАЗе производят и головки блока цилиндров и собственно блоки, и эти неплохие моторы находят свое достойное место в моторной линейке автомобилей как Renault, так и Lada . Поживут еще и вазовские моторы, и в новой Lada Granta, построенной на тележке CMF-B мы их увидим, и в новой Lada Niva. По данным Авторевю, младшим там станет вазовский мотор объемом 1,8 л. Да и выпуск Lada Vesta стратегия пообещала нам до 2025 года включительно. А значит, вся существующая моторная линейка сохранится в эти пять лет.
Все же в интересное время мы живем - наблюдать историю перемен на крупнейшем отечественном автопроизводителе.