Еще со времен железнодорожного училища "как кот на сметану" я смотрел на электровоз ЧС4 и белой завистью завидовал пацанам, которые на них работали :))) Я уже не говорю о возможности прокатиться в кабине, очень хотелось просто попасть в кабину хотя бы не рабочего электровоза и пройтись по машинному отделению. Но такой возможности никак не представлялось ...
Недавно мне попалась фотография электровоза ЧС4-012, с этим электровозом в последствии меня все-таки связала судьба. Вот, пожалуй, с него и начну.
И вот, наконец, под конец восьмидесятых "сбылась мечта идиота" ... Вдоволь наработавшись на Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах, я наконец-то вернулся домой! У нас на два направления уже во всю ходили электровозы.
И вот моя первая поездка помощником машиниста... За плечами уже стаж работы машинистом плюс летний график, и по сему покататься дублером помощника мне не посчастливилось :))) Вот так и состоялось знакомство с электровозом сразу, как говорится сходу, в поездке ...
И началось моё знакомство с "Чехами" именно с электровоза ЧС4-012.
Хотя этот электровоз и был построен в 1966 году, техника для меня была новая, и до этого я ничего подобного никогда не встречал ... Представить не мог, что на электровозе все может быть так просто, удобно, легко, доступно и надежно ...
На дворе были восьмидесятые годы, и работать нам было много проще, нежели ребятам, которые работают сейчас ... Первую половину дороги машинист немного познакомил меня с электровозом, а потом (поездка была ночной) я начал в легкую прикрывать глаза ... Когда глаза открыл в очередной раз - от того что электровоз сильно шатало из стороны в сторону, не поверил ... думал -снится ... Скорость 100 км в час ... Столик передо мной и пульт управления, то опускались, то поднимались относительно сидений. Спрашиваю "Что это?" Машинист смеётся "Держись крепче".
Дальше ехали, впечатление было будто катаемся на аттракционе Американские горки ... Электровоз шатало так, что для того, чтобы удержаться на сидении - нужно было крепко упираться руками и ногами :))) Причем когда "ПС" был на позициях (электровоз находился в режиме тяги) электровоз успокаивался, а когда поезд шел накатом - его опять начинало раскачивать ...
Назад ехали уже на другом ЧС4. Электровоз тоже качало, но уже в рамках разумного. Машинист конечно рассказал что у 012-го - сильная раскачка из стороны в сторону, это такая "болячка", с которой никак не могут справятся ни деповские "Кулибины", ни представители завода "Шкода".
В дальнейшем этот электровоз уже не давали под скорые, и ходил он только с пригородными, где скорость не более 70 км в час, ну и всякого рода хозяйственные работы. Вагон путеизмеритель т.д. и т.п.
Вот такое вот первое знакомство получилось у меня с электровозом ЧС4 ...
ЧС4
ЧС4 - магистральный пассажирский шестиосный электровоз, питания переменного тока напряжением 25 kV.
Выпускался для СССР на заводе Škoda (Пльзеньский завод имени Ленина) в Чехословакии с 1965 по 1972 годы. Всего выпущено 231 электровоз.
Мощность электровоза 5100 кВт (около 7000 л.с.)
Конструктивная скорость 180 км в час.
Могу представить впечатления машинистов, которые пересели на них с ВЛ60ПК и очутились в такой "роскоши" ... Всё легко, просто, красиво, надёжно и самое немаловажное - удобно. За пультом, никаких лишних и ненужных телодвижений.
Кабина машиниста, кузовная обшивка, локомотивная рама, имеющая ферменно-раскосную конструкцию, изготовлены из стеклопластикового материала. Неповторимость характерного облика электровозного дизайна создавались округлой стеклопластиковой облицовкой, буферными фонарями, прожектором и панорамными лобовыми стёклами. Автором дизайнерских работ считается чехословацкий специалист Диблик Отакар.
Дизайн у "Чехов" всегда был на высоте, но этим электровозом они переплюнули сами себя ... Создать такой-же шедевр или сделать что-нибудь лучше, наверно, уже невозможно.
Благодаря дизайну ЧС4 получил два народных названия. Изначально из за хорошего обзора и больших лобовых окон его прозвали "Аквариум", если не ошибусь, это название пошло из локомотивного депо Киев - пассажирский, а у нас на Приволжской дороге - его нарекли "Мыльницей". Думаю, что это название он получил из-за стеклопластикового корпуса.
Бытовые условия также были на высоте. Правда, к тому времени, как я начал работать на них, всё уже было разграблено, но это уже издержки советской действительности. И тем не менее находясь в этой кабине, лично я ощущал себя, будто нахожусь в кабине "летающей тарелки" :)))
А штурвал контроллера машиниста! Минимум положений при максимуме возможностей! Просто, как и всё гениальное ... Да и сама форма и расположение штурвала - просто идеальный вариант для кабины машиниста ...
Непривычные для тех времен пакетные переключатели не пульте управления ..., не нужно было постоянно щелкать тумблерами для включения вентиляторов, принудительно щелкать "АК" для включения компрессоров и т.п. ... И немаловажный фактор - панель переключателей находилась посередине кабины и легко была доступна как машинисту, так и помощнику машиниста. Всё было продумано до мелочей!
Я сегодня не буду вдаваться в технические подробности, постараюсь подробно описать их в следующем паблике, где попробую рассказать о преемнике ЧС4 - электровозе ЧС4Т. Остановлюсь лишь на двух технических особенностях, которых не было на на отечественных электровозах.
На ЧС4 было ступенчатое регулирование тока тяговых двигателей, но на нем не было главного контроллера как на ВЛ60 или ВЛ80. Вместо него был "ПС" (переключатель ступеней), который был совмещен с главным трансформатором, и переключение обмоток трансформатора происходило на первичных обмотках (где высокое напряжение и не очень большие токи) в масляной ванне.
В отличии от главного контроллера "ПС" занимал не так много места, в электровозе не было слышно постоянных хлопков от пневматического дугогашения, помощник мог свободно передвигаться по электровозу во время набора и сброса позиций. К "ПС" был доступ из проходного коридора электровоза, и если вдруг что-то шло не так, то можно было поправить нажимая на "грибки" пневматических вентилей переключения. Но этого делать практически не приходилось, т.к. на пульте управления находился пакетный переключатель для ручного вращения "ПС".
И другая особенность. Тяговый трансформатор и "ПС" находятся в центре, и с каждой стороны размещены аппараты и машины, обслуживающие каждый свою тележку. Выпрямительная установка, вентилятор охлаждения, резисторы ослабления поля и т.д. - для каждой тележки всё свое и расположено зеркально. И если вдруг случалось что-нибудь по серьезнее ..., то была возможность отключить половину электровоза и доехать на одной половинке. Примерно как и на двухсекционном электровозе.
На сегодняшний день встретить ЧС4 в оригинальном обличии уже возможно только в музеях железнодорожного транспорта. С 1999 года ЧС4 начали менять свой облик.
Направляясь на капремонт, они проходили модернизацию на Запорожском электровозо-ремонтном заводе, и выходил с капиталки внешне - совсем уже другой электровоз. Кабина машиниста и кузов становились металлическими, заменялись колесные пары и рамы тележек. Электровоз оборудовался динамическим - реостатным тормозом.
От шарма округлого дизайна уже не осталось и следа, но электровозы получили вторую жизнь и это радует. Правда "Мыльницами" и "Аквариумами" их, наверно, никто уже не называет :))) Всего (с 1999 по 2013 годы) было модернизировано 105 электровозов. Все они работают на Украине, в депо Киев - Пассажирский.
В России, к сожалению, от эксплуатации ЧС4 отказались в начале 10 годов.
В оригинальном обличии ЧС4 сейчас можно встретить только в музеях ...
Всё-таки хорошо, что не все списанные машины пошли под резак. 8 электровозов всё же сохранили для потомков. Это действительно был шедевр, и подобной машины уже больше никогда не построят ...
К сожалению, качественного видео классического ЧС4 на ютубе я так и не нашел, а вот посмотреть на ЧС4 в новом обличии (ЧС4 КВР) можно посмотрев видео ниже:
На сегодня всё ... За сим разрешите откланяться! Я отдыхать, ждать ваших отзывов и писать про ЧС4Т.
Все фотографии взяты из открытых источников, и если вдруг я ущемил чьи-то авторские права - пишите ... Обязательно извинюсь и исправлю свою ошибку.