Что делать, если данных набралось слишком много, все кажутся важными и совершенно не ясно, с чего начинать? Редактор и журналист Елена Чеснокова объясняет, как отсечь лишнее, не утонуть в деталях и не растерять внимание читателя.
Я работаю с текстами уже восемь лет и стараюсь ответственно подходить к каждому материалу. В отличие от блогеров, журналисты не могут писать только о том, в чем уже хорошо разбираются. Часто нам приходится погружаться в новую тему с нуля, причем довольно быстро: еще вчера ты писал о жизни двойника Григория Лепса, а сегодня твои герои — сторонники теории заговора вокруг связи 5G. Когда ты только что о чем-то узнал, все факты кажутся безумно интересными и важными. Сотни раз я оказывалась в ситуации, когда собранной информации хватило бы на маленькую книгу, но редактор ждал статью на 10 тысяч знаков. Тогда я выработала алгоритм, который помогает не утонуть в фактуре.
1. Прежде чем браться за статью, задайте себе несколько базовых вопросов
🤔О чем мой текст и какую главную мысль я хочу донести?
Помните, как преподаватели в университете просили сформулировать предмет исследования курсовой работы? Тогда это казалось формальностью и каторгой, но на деле упражнение не такое уж бесполезное. Попробуйте сформулировать тему своей статьи в одном предложении — это поможет сфокусироваться на узком аспекте проблемы и отсечь лишнее.
Пример: Заказывая эту статью, редактор просил «рассказать что-нибудь о работе с текстами». Если придерживаться таких рамок, получится толстый учебник. Поэтому я сузила фокус: «как блогеру отсекать лишнюю информацию и структурировать оставшуюся».
🤔Для кого я пишу?
Вы наверняка пробовали изучить аудиторию своего блога с помощью статистики Дзена и других инструментов. Посмотрите на эти данные и подумайте: что интересно вашему читателю? Сколько времени он готов потратить на материал? Попытайтесь представить, на какие еще ресурсы он подписан. Все это поможет определиться с объемом статьи и сузить тему.
Пример: вы ведете блог о технологиях и решили сделать обзор на последнюю презентацию Apple. Если ваша аудитория — техногики, они наверняка без вас знают, какие модели айфонов выйдут в этом году. Зато им, возможно, будет интересно, почему голосовая помощница Siri так медленно развивается.
🤔Какие тексты на эту тему уже есть и чем мой будет от них отличаться?
Помните, что ваши читатели имеют такой же доступ к «Гуглу» и «Википедии», как и вы. А еще они, возможно, читают те же медиа и блоги. Откажитесь от общих мест и банальных примеров и сконцентрируйтесь на уникальной информации, которую можете дать аудитории только вы. Если тема настолько популярна, что сказать что-то новое трудно, делайте упор на подаче: пусть ваш материал будет самым быстрым и простым способом разобраться в проблеме. Или хотя бы самым веселым.
🤔Почему мой текст важно выпустить сейчас?
Аудиторы из компании «Делойт» посчитали: в 2020 году среднестатистический россиянин проводил в интернете 3 часа 51 минуту в будний день и 4 часа 22 минуты в выходной. При этом большую часть времени люди тратят на работу и общение, а не на чтение блогов. Выкладывая статью, вы боретесь за внимание с рабочей перепиской, новым интервью Юрия Дудя и последним эпизодом сериала «Топи». Посмотрите, что происходит в мире, и подумайте, на что сделать упор, чтобы читатель сегодня выбрал вас.
2. Придумайте принцип, по которому будете структурировать информацию
Книги в библиотеке можно расставить по алфавиту, эпохам, в которые жили авторы, и даже по цвету обложек. Главное, чтобы это помогало читателю ориентироваться среди полок. То же самое с информацией для текста. Принцип ее организации может быть:
✅Хронологическим
Если вы рассказываете историю какого-то явления, логично начинать с самого раннего упоминания и двигаться к современности. Но помните, что читать статьи, как на «Википедии», скучновато. Постарайтесь в каждом хронологическом отрезке рассказать яркую историю, которая оборвется на самом интересном месте и утянет читателя в следующую эпоху.
✅Проблемным
Допустим, вы взяли интервью у знаменитого визажиста. В процессе разговора вы скакали с темы на тему — получилось интересно, но хаотично. Попробуйте выделить главные проблемы и распределите ответы по категориям: например, «путь в профессию», «советы по средствам для ухода», «недовольные клиенты».
✅Феноменологическим
Представьте, что вы пишете статью о развитии российской поп-музыки в 1990-е годы. Невозможно перечислить всех исполнителей — логично сконцентрироваться на самых ярких и на их примере рассказать о трендах того периода. Или даже выбрать отдельные альбомы.
✅Драматургическим
В Журнале Яндекс.Дзена было много статей о драматургии, так что ничего нового не скажу: герой к концу текста должен измениться, завязка, кульминация и развязка — это важно. Это универсальный принцип: какую бы тему вы ни выбрали, нужно уметь рассказывать истории.
✅Цепочкой рассуждения
Помните рубрику «Разбор» на «Медузе»? Все эти тексты устроены одинаково: автор раскручивает сложную тему, и каждый последующий абзац — ответ на вопрос, который у читателя возникает в процессе чтения предыдущего. Структура такого материала выглядит как диалог.
— Что случилось?
— В интернете появилось много статей о дефиците витамина D.
— Неужели и мне его не хватает?
— Это сложный вопрос, но вот что нам известно…
И так далее.
✅Каким угодно
Главное, чтобы структура была логичной и однородной, выгодно подсвечивала материал, который вы собрали, и помогала донести до читателя главную идею текста.
3. Пока работаете над статьей, держите в голове несколько мыслей
✅Вы не пишете энциклопедию или докторскую диссертацию — необязательно сообщать читателю все, что знаете по теме.
✅Жизненные примеры, исторические анекдоты и яркие образы интереснее, чем сложные определения и абстрактные описания. Заворачивайте сложное в интересное, как конфеты в фантики.
✅Читатель пробирается по вашему тексту, как альпинист по скалодрому: цепляется за мелкие камушки, чтобы добраться до вершины. Постарайтесь сохранять интригу, чтобы ему было интересно карабкаться наверх, и не делать «камушки» слишком сложными и скользкими, — иначе он сорвется.
✅Еще одна метафора текста, которая мне нравится, — лабиринт. Придумайте «нить Ариадны». Это может быть стилистический прием (рефрен), лексический оборот, предмет или герой, который связывает все элементы статьи и ведет аудиторию от начала к концу.
Удачи!