Люди у нас образованные и хорошо осведомлены в том, что область наших знаний поделена на две части: науки естественные и гуманитарные. Если мы посмотрим на определение гуманитарных наук, то они специализирующиеся на человеке и его жизнедеятельности в обществе. В этом случае естественно, что область познания гуманитарных наук разворачивается вокруг человека и в самом человеке, что означает постоянную трансформацию познающего и познаваемого в соответствии с нравственной компонентой человека, поскольку без неё человека нет.
Отсюда следует совершенно определённый вывод: гуманитарные знания должны рассматриваться только в связке со знаниями духовными, то есть религиозными. Когда этой связки нет, возникают вопросы наподобие того, что был задан Татьяне Черниговской во время её интервью с грузинской журналисткой и телеведущей Софико Шеварднадзе: «Как выжить в мире неопределённости» в её авторской программе «Просто о сложном».
Софико, во вводных словах к передаче сказала о том, что мы сейчас живём в мире, где ничего нельзя планировать: новый день приносит нам новые условия своего существования. Тем не менее, время это интересное и уникальное, особенно для тех исследователей, – заметила журналистка, –которые изучают когнитивные процессы и то, как работает человеческий мозг. Для этого и была приглашена на интервью Татьяна Владимировна Черниговская, известный во всём мире специалист по устройству мозга и нервной системы, доктор биологических и филологических наук. По её ответам на вопросы можно легко увидеть, как отсутствие знаний духовных влияет на когнитивную науку и привносит в нашу жизнь чувство неустойчивости и неопределённости, о которых и говорилось в интервью.
Мне всегда были интересны вопросы, связанные с сознанием человека, его функционированием и, естественно, тем местом в нашем организме, где оно может находиться. Я говорю – может, только потому, у сознания до сих пор нет научного определения и точного понятия, а значит, мы не можем сказать, где оно находится. Поэтому, когда люди (учёные или обычный человек) говорят о том, что мозг, это и есть наше сознание, я к этому отношусь очень скептически.
И что интересно, этот скепсис помогает мне обрести устойчивость в нашем, казалось бы, таком неустойчивом мире. Я начинаю сравнивать свои ответы на вопросы грузинской журналистки, с ответами Черниговской и понимаю, почему они разные и как эта разность по-разному воспринимает происходящее.
- Если говорится о том, что Ковид изменит ход жизни всей земной цивилизации и при этом упоминается эсхатология и некая «чертовщина», то у меня, естественно, возникает вопрос: а как, собственно, человек и эта «чертовщина» взаимодействуют между собой, откуда взялось такое понятие? Связывать когнитивную науку с миром духов (тёмных, да и светлых тоже) как-то не принято, тогда почему эти выражения присутствуют в речи учёного?
Ответ лежит на поверхности: используются не только гуманитарные знания когнитивной науки, но и духовные знания. Когда же говорится о будущем мира, который рушится на наших глазах, под это подводится некий общий знаменатель. Его называют – неопределённость, потому что что ни одна гуманитарная наука этих разрушающих явлений, которые создаются самим человеком, объяснить не может. Но они объясняются посредством знаний духовных. Вот только куда же они подевались?
На это тоже есть ответ: в научном сообществе о религии и духовности говорить запрещено, а то, не дай Бог, может наступить определённая стабильность и тогда мир просто перестанет «эволюционировать», ведь для эволюции нужна постоянная борьба видов, так кажется это выражено в материалистической парадигме.
Именно в этой парадигме философии звучат ответы и самой Татьяны Черниговской. Говоря о нестабильности мира, которая наступила из-за пандемии, она, тем не менее, удивляется, что человеческий мозг, несмотря на состояние неопределённости и нестабильности жизни, когда не работает ни один паттерн (сложившийся образ), оно – наше сознание (мозг), все же ухитряется удерживать себя хоть в какой-то стабильности.
И что же тут удивляться. Если вы используете понятия духовного ряда знаний в своих мыслях и выражениях, то должны были бы научиться применять эти знания и в жизни. Есть Бог, и Он не изменен ни при каких обстоятельствах, постоянен и стабилен. Именно за него цепляется всякая не запуганная до смерти душа человеческая (никак не мозг) и в Нём одном чувствует защиту и поддержку.
- То, что сейчас происходит с миром и человечеством, это процесс планомерного и системного вытравливания из наших душ знаний о Боге (говорю о Христианстве), которые выстраиваются на библейской парадигме мироустройства. Когда началось это уничтожение? – вопрос риторический, ясно лишь одно, вместе с этим процессом стали рассыпаться не только наши тела, но и мозги.
Сдержать процесс деградации личности, проявляющийся через падение общего уровня сознания, можно только в одном случае, если в собрание гуманитарных наук будет включены и знания духовного уровня уже со школы. Если этого не сделать, кончину мира можно будет ожидать в ближайшем будущем, поскольку мир всегда держался людьми, знающими Бога. Не будет их, то и мир Богу тоже не будет нужен. История знает такие примеры. Спасение приходило от тех, кто Бога знал.
И в заключение хочу сказать: когда я слышу слова о том, что мир становится иной, то вспоминаю одну из своих недавних статей на эту тему , в которой звучат совсем другие ноты. « Мир не стал другим, это не правда. Другими становятся люди, которые верят не в вечное и горнее, а во временное и низкое, которое рано или поздно закончится и ни к чему не приведёт в очередной раз».