Я не ожидала, что найдутся экранизации женского чтива, способные вызвать более негативные эмоции, чем то, что сделали со «Взглядом из вечности». Но одному экземпляру все же удалось переплюнуть эти впечатления. Это украино-российский сериал «Трава под снегом», снятый по одноименному роману Веры Колочковой. Что оригинально, книгу я до просмотра не читала, хотя творчество этого автора мне хорошо знакомо. А уж после него тем более расхотелось когда-либо читать, потому что все показанное отлично укладывается в философию Колочковой и нет оснований надеяться, что книга хоть чуть-чуть адекватнее. К тому же, в ключевые моменты, о которых будет сказано ниже, я все же заглянула.
Сюжет добросовестно следует всем клише, которые безукоризненно давят на жалость и чувство справедливости, отключая критическое мышление. Таким образом можно замылить самую наглую подмену понятий, на которую я уже обращала внимание в материалах о творчестве Веры Колочковой. И героиня «Травы под снегом» Леся, которую играет Татьяна Арнтгольц, является славной продолжательницей традиций Аси Макаровой, Ксюши Белкиной и некоторых других типичных героинь этого автора. В книге ей с самого начала дают эпитет «убогая», но вовсе не как оскорбление: это якобы отсылает к близости к богу, своего рода благословению свыше.
Уже улавливаете, так сказать, главный месседж? Глотай любую грязь, подставляй любую щеку (и прочие части тела, в зависимости от прихотей власть имущего), мысли и болтай какими-то канцелярскими догмами, глупо улыбайся и не предпринимай ничего, чтобы вытащить себя из навоза, в который превратилась твоя богом благословленная жизнь. Потому что потом непременно придет кто-то сильный, умный и добрый, вытащит, решит все проблемы и сделает тебя своей принцессой.
И все это в «Траве под снегом» представлено в самом каноничном и сочном виде. Леся, которой мы должны сопереживать, вышла такой безликой и аморфной, что трудно представить, что это та же Арнтгольц, которая в «И все-таки я люблю...» заставила смеяться и плакать половину женского населения страны. По прошествии некоторого времени о ней как о героине вообще мало что можно вспомнить.
Сюжет тут чуть более мудреный, чем в тех же «Витаминах для черта», но в целом все по методичке Колочковой. Леся выходит замуж за человека, вся семья которого преданно служит некоему Командору (причины этой преданности если и объясняются, то крайне вяло и неубедительно). Сам Командор в исполнении Алексея Горбунова вышел довольно колоритным отрицательным героем, этаким холодным деспотом, но его слова и действия диссонируют с внешней харизмой и подходят скорее для карикатурного символа лихих 90-х, в малиновом пиджаке и с громадной золотой цепью на шее.
И после того как Командор с какой-то дури насилует Лесю, причем так, чтобы это увидели все гости на приеме и в том числе ее муж с родней, она, разумеется, становится отверженной. Муж (Федор Лавров) и свекор (Владимир Стеклов) в ответ на все оправдания и мольбы защитить ее от вконец одуревшего подонка выдают классические штампы про скачущих кобелей и короткие юбки и выгоняют прочь. Вдобавок ее сестра уезжает за границу и оставляет на попечение Леси своего маленького сына (их родители к этому моменту погибли). Впереди у героини безрадостные дни скитаний и бедности, за которыми непременно придет счастье.
В роли этого самого счастья здесь окажется не кто иной как сын Командора, который познакомился с отцом уже взрослым и не пожелал идти по его стопам. Играет его Павел Баршак. Но вот что примечательно: вся линия его знакомства с Лесей, зарождения взаимного интереса и привязанности, влияния на личность друг друга и всего, что должно быть в основе худо-бедно правдивой истории, выветривается из головы зрителя почти сразу после просмотра. Во-первых, оба персонажа неинтересно и плоско сыграны, а во-вторых, молодой человек согласно сюжету вообще не персонаж, а ходячая функция по спасению героини от невзгод и вознаграждению за ее высокие душевные качества (за какие именно?!)
Ну и поскольку это Вера Колочкова, в финале никто не должен остаться обиженным. Бывший муж Леси находит новую любовь, умеющую печь вкусные пироги, а сам Командор, пережив недолгий душевный кризис, становится счастливым отцом и дедушкой — Леся и его сын женятся и производят на свет продолжателя династии.
Словом, Вера Колочкова в этом сентиментальном трэше полностью верна себе: ее герои без всякой логики и мотивации творят мерзости и так же безосновательно исправляются и превращаются в пушистых зайчиков — просто потому, что автору так угодно. Почему нельзя было оборвать линию Командора на его одиночестве посреди шикарного особняка? Не такое уж это и страшное наказание, если подумать. Но много женщин поверит, что к своему насильнику можно относиться как к доброму близкому родственнику и с умилением смотреть, как он забавляется с твоим ребенком? Не является ли это приукрашенной пропагандой идеи, что секс — это всего лишь секс, и не надо относиться к нему так серьезно? Плоть не мыло, не смыливается и не стирается, а вот душа, родственные узы и семейные ценности — это важно и вечно! Для полноты картины не хватало только сделать отцом ребенка Леси самого Командора, а не его сына. Но зная стиль Колочковой, я подозреваю, что это всего лишь недоработка, а не здравый смысл.