Последним фильмом Вячеслава Васильевича Тихонова стала картина Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Там великий актер предстал в образе Всевышнего или обыкновенного добродушного старичка с нимбом над головой — кому как больше нравится.
В своих последних интервью он был таким же — старым и одновременно красивым, мудрым и спокойным. Перед своим уходом Тихонов начал вести практически отшельнический образ жизни. Поселившись на маленькой даче на Николиной Горе, он занимался совершенно обыкновенными повседневными делами: топил камин, запасал дрова и временами откидывал снег.
Вячеслав Васильевич был скромным и до жути практичным человеком. Казалось, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР и множество других званий. Все это как минимум должно сказаться на его самомнении, а нет... Вячеслав всегда был сдержанным, никогда не «ловил звезд», он даже ездил на скромном автомобиле марки «Ока».
По словам его дочери Анны, актер был крайне скуп на проявление эмоций. Не существовало таких вещей, которые могли бы заставить его закричать или выплеснуть гнев на окружающих.
С поклонниками он всегда вел себя сдержанно, удерживая определенную дистанцию. Таким образом он старался вызвать любовь и уважение, а не типичные крики и обмороки.
Иногда Тихонов даже завидовал животным, видя их полную свободу.
Ни для кого не секрет, что Вячеслав Васильевич был выдающимся актером. Чего только стоит его роль Макса Отто фон Штирлица. Ходили слухи, что после просмотра картины «Семнадцать мгновений весны» Леонид Брежнев поверил в реальность Штирлица, намереваясь наградить его.
Тихонов ответственно относился к работе, стараясь по максимуму вживаться в образ. Например, чтобы воплотить образ тракториста Матвея в кинокартине «Дело было в Пенькове», он намеренно высветлил брови. Это позволило убрать аристократичный взгляд и перевоплотиться в простого деревенского мужчину.
Помните сцену в «Семнадцать мгновений весны», когда в кабачке произошла встреча с женой — это задумка Тихонова. Однажды он имел возможность пообщаться с именитым контрразведчиком Кононом Молодым. Тот рассказывал, как постепенно начал сходить с ума, и чтобы его состояние не усугубилось, советскому руководству пришлось устроить встречу с супругой, правда в отеле, а не кафе. Тихонов слушал и наблюдал за реакцией Молодого — было видно, как тому очень тяжело вспоминать те события. Чувствовалось эмоциональное напряжение и нежелание повторения подобного.
Вячеслав Васильевич смог прочувствовать это, потому что был человеком с большой буквы. Возможно, его искренняя и чистая натура помогла забраться так высоко. За свою карьеру он снялся более чем в сотни кинокартин, были главные и эпизодические роли, но одно оставалось неизменным — преданность делу и душа.
Вспомните его роль Ивана Ивановича в картине «Белый Бим Черное ухо». Именно после нее Тихонова наградили Ленинской премией, а сам фильм был выдвинут на «Оскар».
Ходили слухи, что после просмотра один западный продюсер настолько восхитился игрой Вячеслава Васильевича, что выдал следующую фразу: «К сожалению я не смогу пригласить его сниматься у нас, в Голливуде. Ведь услуги настолько гениального актера должны стоить слишком дорого».