Слово новое, явление старое — так можно отозваться о невероятно популярном сегодня жанре стендап. В годы СССР человек, выходящий в одиночестве на сцену и рассказывающий забавные случаи из жизни, назывался просто сатириком, а сам жанр — юмористический диалогом.
Стендап как явление зародился в США в 40-е годы прошлого века. В баре или клубе выступал «артист», который на самом деле мог и не быть профессиональным артистом. Это мог быть кто угодно, и произносить со цены он мог что угодно. Главное, чтобы публика благосклонно принимала его слова и смеялась как можно громче. В Советском Союзе шутить слишком вольно часто было опасно для жизни вплоть до перестройки. Именно тогда на эстраде стали появляться сатирики со своими монологами, чаще всего на злободневную тему.
Это были официально разрешенные выступления: на сцену выходил прилично одетый человек с кипой бумаг в руках. С серьезным видом он выдавал аудитории смешные истории с критическими замечаниями между строк. Одним из первых стендаперов СССР можно назвать Михаила Жванецкого. Знаменитое «Собрание на ликеро-водочном заводе» сразу же стало хитом и разлетелось на тысячи цитат. Любопытно, что сначала Жванецкий только писал монологи для других сатириков. В середине 70-х его «клиентами» были десятки артистов разговорного жанра, в том числе знаменитый Аркадий Райкин.
Настоящий расцвет советского стендапа начался в 80-е годы прошлого века. На сцене появилось сразу же несколько настоящих бриллиантов: Геннадий Хазанов прославился рассказом про студента кулинарного техникума, Михаил Евдокимов — монологом о любви к русской бане, Михаил Задорнов — циклом монологов о разности в менталитетах жителей разных стран.
К началу 90-х годов прошлого века стендап получил дополнительное развитие — появились целые юмористические шоу. На сцену выходила целая команда юмористов. Они использовали костюмы, реквизит и всевозможные приемы вовлечения зрителей в диалог. Одним из первых от роли одинокого стендапера в строгом костюме к руководителю шоу со сложными костюмами перешел Евгений Петросян. Настоящим прорывом стал номер в костюме надувного телефона. Такого российский зритель еще не видел. Сегодня стендап существует в России в максимально приближенном к первоначальному варианту виде.