(Я в отпуске, и на ближайшие полторы недели этот канал существует в формате травелога, не обессудьте)
Аэропорт в Болонье, куда мы вчера прилетели, носит имя Гульельмо Маркони, при упоминании которого почти любой русский автоматически принимает возмущенную позу: как же, как же, отобрал у нашего Попова право называться изобретателем радио! Тем более, Александр Степанович — наш, уральский, уроженец населенного пункта, который нынче называется Краснотурьинск, выпускник Екатеринбургского духовного училища.
Спор о том, кто все-таки изобрел радио, видимо, никогда не будет разрешен, потому что однозначного ответа просто нет. С одной стороны, почти никто не сомневается, что Попов продемонстрировал свой радиоприемник раньше — 7 мая 1895 года, в то время как Маркони подал заявку на изобретение в июне 1896 года. Более того, уже в марте 1896 года, за два месяца до Маркони, Попов соединил свой аппарат с телеграфом и передал телеграмму «Генрих Герц» на 250 метров! С другой стороны, вроде как в 1897 году Попов и сам признавался, что прибор для телеграфирования создал, а связной телеграммы передать не удалось, потому что все детали приборов еще только предстояло разработать… А сторонники Маркони указывают, что свои приборы Попов вообще придумывал для записи метеорологических данных и демонстрации опытов, в то время как прагматичный Маркони сразу смекнул, что с помощью радиоволн надо передавать информацию.
Попов, кроме всего прочего, трудился в военном ведомстве, и результаты его опытов были засекречены. Маркони же в поисках партнеров, наоборот, рекламировал свои опыты по всей Европе, главным образом в Великобритании. Поэтому весь мир о нем и узнал как о «изобретателе радио».
Уже после революции 1917 года свой вклад в дискуссию о Попове и Маркони внесли натянутые отношения между СССР и Западом. Спор об изобретении радио, можно сказать, стал цивилизационным спором. У каждой стороны был свой первопроходец. (Кстати, в Германии изобретателем радио вообще считают Герца).
Тут хочется сказать что-нибудь примирительное. Например, что в наше время Попов и Герц наверняка бы работали в международной команде ученых и не соперничали, а наоборот сотрудничали (это во мне говорит оптимист). А может, в наше время Попов бы уже давно уехал делать открытия на Запад, и вопрос о первенстве вообще не стоял (это говорит пессимист). На самом деле, изобретателями радио в том или ином смысле являются оба. В 1896 году Маркони уже использовал усовершенствованный прибор Попова для демонстрации своих опытов. А Попов, скорее всего, позаимствовал идеи Маркони в части использования своего изобретения для передачи сигналов… Так что будем считать, что изобретение у них почти общее (но все-таки Попов был немножечко первее).
Оба ученых и при жизни, и после смерти пользовались большим почетом. Попов умер сравнительно молодым, в 1905 году, будучи лауреатом множества государственных наград. Его вклад ценило и большевистское руководство: в начале двадцатых семье Попова назначили пожизненное содержание.
Маркони прожил дольше, и тоже в почете. Желчному сердцу русского ура-патриота будет приятно услышать, что Маркони всячески приветствовал приход фашистов, был членом Фашистской партии и входил в главный управляющий орган фашистской Италии — Большой фашистский совет. Ну, что с него, фашиста, взять? Такой и радио украдет, станется.
Но мы так говорить не будем. И поднимем лучше тост за международную науку и российско-итальянскую дружбу. В бокале пусть будет виски Jameson — уроженец Болоньи Маркони был правнуком Джона Джеймсона, основателя этой знаменитой вискокурни.
А мы пошли гулять по Болонье.
(Я в отпуске, и на ближайшие полторы недели этот канал существует в формате травелога, не обессудьте) Аэропорт в Болонье, куда
8 апреля 20218 апр 2021
1
3 мин