Всем привет! Вы на канале FL Studio Pro, и я Nelson Norman .
Сегодня мы поговорим о самом популярном эффекте для вокала, а также быстрой его коррекции с приданием «своеобразного» необычного звучания, и имя данной операции – Auto- Tune или же по- русски «Авто тюн».
Авто тюн ( Auto - Tune )- это специализированные типы плагинов и приборов звуковой обработки (эффекты), которые призваны в реальном времени направлять высоту тона исполняемой вокалистом партии на необходимое значение (система лада/тональности), которое определяется в интерфейсе плагина/панели прибора.
В настоящее время на рынке представлено очень много подобного вида софта, но заслуживают внимания лишь несколько из них. Сегодня я расскажу о двух лидерах на рынке, а также о двух совершенно БЕСПЛАТНЫХ альтернатив данных плагинов.
Но самое главное, я прошу Вас обратить внимание, что мы не говорим сейчас о плагинах для тюна вокала НЕ в реальном времени, это такие плагины как встроенный в FL Studio - « New Tone », встроенный в Cubase - «VariAudio», или же самый популярный представитель таких плагинов Celemony «Melodyne». Все это совершенно другой софт, предназначенный для более тонкой и профессиональной настройки каждой ноты в Вашей акапелле, и естественно он требует большего потраченного времени для коррекции вокала.
Во многих ситуациях в современные музыки можно исправить вокалиста и простым автотюном, тем более если вы еще и преследуете этот спецэффект «Автотюна» в голосе вокалиста.
Не будем «лить воду» и начнем, поехали!
- Первый в нашем списке — это Antares Auto- Tune PRO . Данный плагин с самого начала на протяжении долгого времени был эталоном в своей нише, и по сей день остаётся лидером среди Autotune плагинов. Огромной популярностью данный прибор пользуется среди Хип- Хоп артистов, особенно после того, как получил огромное количество нововведений, и ответвлений в виде Auto- Tune EFX и AVOX Choir его популярность только увеличилась.
На апрель 2021 года данный плагин можно приобрести за 399$ на официальном сайте производителя: https://www.antarestech.com/product/auto-tune-pro/#
Давай более детально посмотрим на его интерфейс и ключевые особенности данного плагина:
Давайте теперь вкратце пробежимся по его ручкам слева- направо/ сверху- вниз:
-View - вид окна плагина «Basic»- показывает наиболее часто используемые функции (этот режим мы и рассмотрим в данной статье, так как он самый интуитивно понятный и популярный среди пользователей), а «Advanced »- показывает полный интерфейс плагина;
-Input Type - Auto- Tune Pro предлагает широкий выбор алгоритмов обработки, оптимизированных для различных типов аудио. Варианты включают в себя: Сопрано, Альт/ тенор, Низкий Мужской голос, Инструментальный и Басовый инструмент. Для более точного определения и коррекции высоты тона нужно выбрать подходящий Вам индивидуально;
-Key - выбор ключа (ноты), в котором следует обработать звук;
-Scale - выбор лада (тональности) Вашей акапеллы;
-Auto/ Graph - этот элемент управления используется для переключения между автоматическим режимом и графическим режимом отображения;
-Classic - классический режим обработки, позаимствованный еще с Auto - Tune 5;
-Formant – сдвиг форманты голоса, это изменение гармонических характеристик тембра вокала, без сдвига высоты тонов, но тембр будет казаться все также выше или ниже по диафрагме вокалиста;
-Transpose – смещение высоты тона вокалиста выше или ниже на целые полутона (не двигает форманту)
-Detune - позволяет изменить опорную высоту тона;
-Tracking - определяет, сколько вариаций допускается в форме сигнала;
-Retune Speed - скорость перенастройки определяет, насколько быстро коррекция высоты тона применяется к входящему звуку;
-Humanize - добавляет реалистичности устойчивым нотам при использовании быстрых скоростей перенастройки;
-Flex- Tune - сохраняет выразительные вокальные характеристики певца, в то же время применяя корректирующую настройку;
-Natural Vibrato - управление вибрато позволяет вам либо усиливать, либо уменьшать диапазон вибрато, который уже присутствует в вашем звуке;
-Pitch Display - На дисплее высоты тона отображается буквенное название высоты тона, которое в данный момент выводит Auto - Tune Pro;
Также стоит отметить, что у данного плагина есть и расширенный режим для более детального редактирования высоты тона, но на практике очень мало продюсеров его используют, и за частую довольствуются базовыми функциями:
- Второй плагин, заслуживающий не менее сильного внимания — это iZotope « Nectar 3» .
Данный эффект является своего рода «комбайном» для работы с
вокалом и включает в себя не только Pitch- корректор, но и разные
эффекты обработки в виде эквалайзера, ревербератора, гармонайзера,
дилея и так далее.
Нас же интересует только раздел Pitch , ведь там и происходит вся коррекция тона.
В данном разделе имеются три пункта — это Vocal Register, Scale, Correction и сейчас мы их и рассмотрим поближе:
-Vocal Register - определяет скорость, как модули Pitch и Harmony анализируют и обнаруживают данные Pitch во входном сигнале.
Mid вариант будет хорошо работать для широкого спектра вокального материала, именно поэтому данный пункт можно оставить по- умолчанию. Но если обработка тона создает артефакты или другие нежелательные явления, можно использовать Low или High настройки для достижения лучших результатов;
-Scale - выбор нужного ключа и тональности, есть также авто определение данного параметра и ручной его ввод;
-Correction - окно отображения уровня коррекции материала;
-Strenght - параметр уровня коррекции входящего сигнала;
-Speed – как быстро реагировать исправлениям плагина на изменение высоты тона в вокале;
-Formant - расширенные элементы управления для тонкой настройки сдвига формант;
-Shift - контроль регулировки сдвига полутонов (st). В общем случае значение по умолчанию 0 подходит для большинства материалов;
-Scale - смещение форманты в направлении сдвига высоты тона.
Из своего не особо большого опыта работы с данными плагинами, могу сказать, что работа Nectar 3 на деле мне понравилась больше. При обработке именно этим плагином вокал остаётся в меру живым, в отличии от того же Antares Auto- Tune, но сделать такое же интересное звучание как у второго тоже вполне возможно.
Плюсом можно так же отметить все необходимые для работы эффекты в одном плагине — это очень удобно.
Сейчас этот плагин можно приобрести за 129$ в минимальной комплектации и за 249$ Plus версию.
Ссылка на официальный сайт производителя: https://www.izotope.com/en/products/nectar.html
С платным софтом разобрались и тут я думаю уже каждый для себя выберет то, что ему по-душе. Я бы остановил свой выбор на Nectar 3.
Во-первых, ЦЕНА (он дешевле своего конкурента), во-вторых его возможности (все эффекты в одном плагине как я и говорил уже - это очень удобно, особенно если эти эффекты от компании iZotope , эти парни знают толк в этом деле), и в- третьих, наверное, удобство; да там нельзя более гибко контролировать каждый звук и его высоту, но в современном продакшене для этого существует другие плагины по типу того же «Melodyne» и в повседневном использовании не так уж и часто требуется глубокая коррекция тона. Поэтому выбор за Вами в первую очередь, а мы переходим к бесплатным аналогам этих двух «монстров» …
В БЕСПЛАТНОМ доступе есть два плагина на которые стоит взглянуть — это « Graillon 2» от компании Auburn Sounds и плагин от компании Melda Production- «Auto Pitch».
- «Graillon 2»- данный плагин представляет собой полный минимализм, даже если вы и откроете его впервые, то я уверен хватит пары минут, чтобы понять какая ручка, за что отвечает.
Но есть пару проблем, они не значительны и на основную функция данного прибора не влияют.
Первое- это то, что данный плагин является «урезанной» версией, иначе говоря, Вы можете использовать его на «полную катушку» , и вполне будете довольны, но парой блоков эффектов в виде встроенного Bitcrusher - для внесения искажений и раздела Pitсh Tracking Mod- для придания более широкого звучания придется пожертвовать, и чтобы они были доступны производитель просит 29$, хотя это сущие копейки по сравнению с ценой его старших братьев.
Второе — это то, что данном плагине нет выбора тональностей. Вам просто придется вручную отключать не нужные ноты в зависимости от Вашего лада и так далее.
А в остальном, стандартный набор состоящий из Pitch- Shift раздела, ручкой соотношения Dry/ Wet сигнала, уровнем коррекции и его диапазона и скорости срабатывания, также присутствует ручка среза низких частот для того, чтобы была возможность обрабатывать не весь сигнал.
Скачать данный плагин можно по ссылке: https://www.auburnsounds.com/products/Graillon.html
- «Auto Pitch»- за данный плагин компании Melda не просит и цента, он не имеет урезанного функционала, но сравнению с «Graillon 2» может показаться более скучным.
Но, у данного плагина, не смотря на более скучный дизайн есть весьма огромные плюсы в виде того же стерео расширения, за который не просят денег и выбора лада и тональности- которые не нужно указывать вручную. В остальном это ничем не примечательный плагин, с неплохим звучанием, с богатым набором функций, и самое главное- его вполне может хватать для человека, который к примеру, не нуждается в куче примочек и дополнительных функций для искажения голоса для того, кто просто нуждается в Pitch коррекции- этого плагина будет достаточно.
Скачать «Auto Pitch» и другие бесплатные плагины от Melda Production можно по ссылке:
https://www.meldaproduction.com/MAutoPitch
Что ж, я думаю можно ответить на самый «острый» вопрос: «Возможно ли использовать Автотюн не приобретая дорогой софт?»- ответ прост, конечно возможно!
Если Вы не желаете или по каким-то другим причинам не можете приобрести платный продукт в виде того же Antares или iZotope , то вполне можно обойтись и их бесплатными аналогами.
Да, возможно в качестве обработки есть нюансы и понятное дело, что дорогой софт с этим будет справляться лучше, и его функционал будет гораздо богаче, чем у БЕСПЛАТНЫХ плагинов. Но, принцип работы этих приборов практически одинаковый, и они все справляются со своей задачей кто-то лучше, кто-то хуже. Поэтому, выбор, как всегда, только за Вами!
А на этом у меня все, с Вами был Nelson Norman и проект FL Studio Pro, до встречи в новых статьях!