Найти тему
Христианство и смысл жизни

Превозношение. Почему нельзя превозноситься ни над кем?

Оглавление

«Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»? Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам»? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».» (Лк. 17: 7-10).

Превозношение, которое происходит от гордости, к сожалению, очень свойственно людям. Не исключением, являются и люди верующие. Если человек верующий, он может превозноситься своими духовными дарованиями, и даже смирением, как бы странно это не звучало. «Никогда не превозносись своим смирением! Может быть, вам кажутся смешными слова мои, что смирение превозносится, но не удивляйтесь: оно превозносится, когда бывает неискренним.» Святитель Иоанн Златоуст. Превозношения всячески надо избегать, и считать себя рабами неключимыми, потому что все дары мы получаем от Бога, поэтому и гордиться нечем и превозноситься ни над кем не стоит. «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1-е Кор. 4: 7). Господь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» (Мф. 5: 3). А если же Господь дал нищему дары, чтобы он употреблял на служение Богу и людям, то Господь же может и забрать эти дары, если нищий начнёт говорить, что это его и кичиться этими дарами перед другими. «От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.» (Иез. 28: 17). Поэтому нельзя превозноситься ни над кем, неважно каков человек, ведь он образ Божий и может покаяться: «Я – Господь первый, и в последних – Я тот же.» (Исаия 41: 4). И тем более мы не знаем, каков он в Очах Божиих, потому что «ин суд человеческий, ин Суд Божий». Поэтому надо смиряться перед всеми, и не превозноситься ни над кем. Если человек не смиряется перед людьми, а превозносится над ними, осуждает, то в конце концов, он может возгордиться и против Бога, начать роптать на Него, богохульствовать, начать думать, что Бог несправедлив к Нему, хотя он служит Ему. А ведь все духовные дары, и веру в том, числе даёт нам Господь. «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мк. 10: 42-45). «...Две гордости: первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего незначащего, а себя считает выше его. Таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу будет приходить и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои станет приписывать себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощью Божиею.» Авва Дорофей.

Господь заповедал нам, чтобы мы не превозносились, не возвышали себя, а говорили о себе, как рабы неключимые, потому что не мы решаем, какое место занимаем, а Господь решает. «Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «друг! пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Лк. 14: 7-11). Святые отцы видели себя хуже всех, а остальных видели Ангелами Небесными. «Какое Вам дело до других людей, для чего Вам нужно, чтобы о Вас думали только хорошо, что пользы, если весь мир будет хвалить Вас, а Господь скажет: не знаю вас… Зачем и Вы сами себя хотите видеть во всем хорошей по-мирскому? А по-духовному хорош только тот, кто искренне от всей души считает себя хуже всех.» Игумен Никон (Воробьев). А если человек возгордится, начнёт считать себя праведником, а других грешниками, осуждать людей, то он может быть осуждён Богом за гордость. «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.» (1-е Тим. 3: 6). «И узнают все дерева полевые, что Я – Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я – Господь, сказал и сделаю.» (Иез. 17: 24).

Что толку, если мы сделаем о себе какие-то выводы, самонадеянно, посчитаем, что мы много сделали, забывая, что все духовные дарования от Бога и все подвиги мы совершаем только с Божией помощью, а Господь осудит нас за гордость и превозношение. «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего.» (Рим. 10: 3-4). «Большая нам беда от чувства праведности. Зарубите себе на памяти, что коль скоро придет сие чувство, хотя в слабой мере, значит дело ваше пошло криво...» Святитель Феофан Затворник. Все эти льстивые мысли от дьявола. Если ему не удаётся ввести человека в явный грех, он начинает ему льстить, чтобы ввести в гордость, в превозношение. «Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят.» (Псалом 5: 10). Поэтому святые отцы говорили, что надо почитать себя грешниками, но надеяться на великую Милость Божию. Не нужно думать о себе высоко, помня, что весь Суд у Бога, и главное, чтобы не мы себя хвалили, а Бог нас похвалил. «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне – Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.» (1-е Кор. 4: 3-5).

-2

В Откровении Иоанна Богослова, Послание к семи Церквам, мы видим, как неправильно могут судить о себе люди. Читаем послание к Смирнской Церкви: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мёртв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.» (Откр. 2: 10). Это есть заповедь блаженства, заповедь о нищете духовной, которую Спаситель дал всем христианам. В тропаре Святому Николаю Чудотворцу есть такие слова: «Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая». И другой пример, послание Лаодикийской Церкви: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.» (Откр. 3: 14-18). Лаодикийская Церковь, превознесённая в гордыне, надеющаяся на себя, а не на Бога, думает что богата и ни в чём не нуждается, Господь же говорит о её нищете и теплохладности, и о том, что ей требуется покаяние.

Вот ещё примеры, как наказана гордыня и самонадеянность. Это пример Вавилона, великой блудницы, сидящей на звере багряном. Жена восседает на багряном звере, святыми отцами это объясняется, как то, что она превознеслась в своей гордыне. «И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница…» (Откр. 18: 2). «Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своём: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» (Откр. 18: 7-8). Вот, как пагубны гордость и самонадеянность. Ещё пример, как губит превозношение и самонадеянность, пример, Вавилона. «Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною.» (Исаия 47: 1). «И ты говорила: «вечно буду госпожею» , а не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после. Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своём: «я, и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою и не буду знать потери детей». Но внезапно, в один день, придёт к тебе то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих. Ибо ты надеялась на злодейство твоё, говорила: «никто не видит меня». Мудрость твоя и знание твоё – они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: «я, и никто кроме меня».» (Исаия 47: 7-10). Как мы видим в этих примерах есть общее, высокое мнение о себе, превозношение, гордость и самонадеянность, чего надо избегать, чтобы не подпасть осуждению, вместе с дьяволом, также павшим из-за гордости. «Многие же будут первые последними, и последние первыми.» (Мф. 19: 30). Человек же, который возносится в своей гордыне будет унижен по Словам Господа. «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.» (Лк. 10: 15). «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». (Иак. 4: 6). Надеяться нужно не на себя, а на Бога: «без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 5). Путём смирения шли все святые, Апостолы, мученики. Вот что говорит Апостол Павел: «И чтоб я не превозносился чрезвычайностию откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился» (2-е Кор. 12: 7). Надо помнить, что если даже у человека нет явных грехов, то это благодаря Богу, который удерживает его от греха, именно Благодать Божия действует в человеке. Если же человек начнёт гордиться своей праведностью, то Благодать может отступить, и человек может впасть в грех. «И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасёт в день преступления его, и беззаконник за беззаконие своё не падёт в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность. Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, – то все праведные дела его не помянутся, и он умрёт от неправды своей, какую сделал.» (Иез. 33: 12-13). Господь попускает впасть в грех для смирения, чтобы человек не превозносился над другими, не осуждал других, и таким образом, не наносил вред и своей душе. Преподобный Силуан Афонский спросил у Господа: «Господи! Ты милостив, душа моя познала Тебя, скажи мне, как смириться?». И сказано было ему: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Поэтому надо говорит вместе с благоразумным разбойником: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё!» (Лк. 23: 42).

Жена, сидящая на звере багряном
Жена, сидящая на звере багряном

Господь возвышает смиренных. Божия Матерь говорит, что Господь избрал её за смирение, вот как важна эта добродетель: «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей , ибо отныне будут ублажать Меня все роды.» (Лк. 1: 46-48). И посмотрите, как Царица Небесная воспринимает слова Архангела Гавриила, объявившего Ей о том, что Она станет Матерью Христа: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел.» (Лк. 1: 38). И Сам Господь Иисус Христос здесь на земле не был первым, но не имел где приклонить голову: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.» (Мф. 8: 20). Ради нас Он принял образ раба, претерпел поругания, осмеяния, крестную смерть: «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.» (Флп. 2: 7-11).

-4

Если Вавилон, великая блудница, превознесённая в гордыне, самонадеянная, отвержена Господа, то сокрушённых и смиренных сердцем Господь возвысит в своё время. «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твоё завладеет народами и населит опустошенные города. Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святой Израилев: Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой.» (Исаия 54: 1-6).

Нам нужно помнить об этом всегда, помнить о нищете духовной, что всё что у нас есть хорошего, даёт Господь, не превозноситься, и не надеяться на свою праведность и на свои дела, а только на Господа: «и уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.» (Гал. 2: 20). Господь говорит: «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.» (Мк. 10: 23-27). «Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.» (Рим. 9: 16).

«Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.» (Псалом 50: 19).

«Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем.» (Псалом 11: 6).

А Вы как думаете?

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!