Байку о «тяжёлом деревенском труде», эксплуатируют уже многие десятилетия. И ведь так жалостливо получается, что сами деревенские в неё поверили и сбежали в города, оставив обжитые предками места.
Я порылся во всезнающем интернете и с удивлением констатировал, что правды о крестьянском труде мало кто пишет. Всюду привычные штампы устоявшихся мнений, привычные и не царапающие глаз, не трогающие ни души, ни сознания.
Да и кому писать? Миллениалы из города, основные поставщики контента для интернета, этой жизни просто не знают, переписывают статьи друг у друга, подавая одну и ту же обсосанную информацию под разными соусами. Их сверстники из «неперспективных» деревень сидят без работы и того же навоза в глаза не видели.
А на телевидении, которое россиян приучили смотреть по 5-8 часов в сутки, давно усвоили, что хорошие новости у зрителя «не заходят». И зритель с большим удовольствием будет смотреть новости о злодеяниях банды Цапка, чем о ежедневных трудовых подвигах обычного крестьянина, кормильца городского населения.
А кто достиг успеха на сельских нивах, кто близок к природе, в ладу с ней живет, плевать хотел на то, что московские чиновники и журналисты по телику вещают. Им и без этих «благ цивилизации» хорошо.
Хотите пример? Про который все знают, но пропускают мимо сознания? В прошлом, 2020 году Россия произвела 133,5 млн. тонн зерна, из которого 34,3 млн. тонн продала за границу. Ребятушки, Россия это кто? Правительство? Премьер с министрами? Кто те герои, кто пахал землю, сеял, собирал урожай? Про зелёного президента соседней страны знаем, а про тех, кто нас кормит, что слышали? Кто они? Как живут, в каких домах? Какую зарплату получают, сколько детей воспитывают?
А про «тяжёлую деревенскую жизнь советской доярки» я вам такую быль расскажу.
Было это в далёком уже 1987 году. Тогда наивный политический романтик только замутил свою перестройку, народ энтузиазмом заразился, верой в скорое счастливое будущее…
Мой друг тогда в областной молодёжной газете работал. Писал восторженные статьи об ускорении, молодёжных инициативах…
Тогда много говорили и писали о НТТМ – Научно Техническом Творчестве Молодёжи. Примерно, как сейчас об инновациях. (Что ещё раз подтверждает, что история циклична и всё повторяется.) И мой друг как раз курировал отдел Обкома комсомола, работавший с этим самым НТТМ.
С едой тогда в стране плохо было. До 90% овощей выращивалось самим населением на приусадебных участках и тех самых пресловутых 6 сотках. Фрукты в основном завозились из-за границы. За мясом и молоком скапливались очереди. Наименований продуктов в магазинах – по пальцам пересчитать.
Вот и поручили «старшие товарищи» группе молодых интеллектуалов съездить в совхоз, посмотреть на непосильный труд советской доярки и покумекать – как сей труд облегчить.
Партия сказала: «Надо», комсомол ответил – «Есть»!
И молодые инженеры, важные от возложенной на них миссии спасения трудового крестьянства, вместе с представителем прессы – моим другом, на старом вонючем ПАЗике потряслись по ухабистым дорогам в известное в сию пору старинное село Сепыч.
Вы тоже помните? Несколько лет назад все новостные программы следили за делом директора школы, которого хотели посадить на 5 лет за использование нелицензированной Windows . И только вмешательство главы государства спасло чиновника от образования от неба в клеточку.
Вспомнили? Вот в том самом селе бригада из Обкома комсомола и высадилась.
И переодевшись в рабочие робы и резиновые сапоги стали инженеры искать узкие места в работе доярок. Чтобы, соответственно их «расшить» и сделать труд сельской работницы как можно более легким и даже приятным.
И за каждой дояркой следили с секундомером, ручкой и блокнотом. И каждое движение фиксировали, каждую секунду отслеживали.
Подошла она к запарнику, пойло помешала – 5 минут. Вилы подобрала и в уголок поставила – 2 минуты. Холодильник для молока помыла – ещё 20 минут. Доильный аппарат принесла – опять минуты в копилку, вымя помыла – снова запись.
Ох и измучились доярки в тот день, занятия себе отыскивая! Такую чистоту и порядок навели в корпусе – лучше, чем на 1 мая! Всё успели, со всем справились. Каждая свою группу коров подоила, доильные аппараты помыла, чай в Красном уголке попила, и даже домой сбегать успела - дома рядом - чтобы ребятишек, из школы вернувшихся, горячим обедом накормить.
И только молодые инженеры вкупе с журналистом остались в полном недоумении. Секундомеры инженеров показали, что самая неповоротливая доярка занималась производительным трудом 3 часа 47 минут! Меньше четырёх часов!!!
А где же непомерный труд? Где героические усилия по выполнению указов партии и правительства? Что здесь упрощать?
Автопоилка у каждой коровы есть, воду таскать не надо. Трактор проезжает по проходу с кормораздатчиком и аккуратно сваливает силос прямо под морды животным. Коровьи лепёхи простейшим скребком сбрасываются в цепной навозоуборочный транспортёр и тот утаскивает их в специальную яму.
3 часа 47 минут! Инженеры были в ярости! Рабочие на заводах по 8 часов как привязанные стоят у станка. Им надо помогать! А тут убили целый день, чтобы увидеть, что люди работают по четыре часа и при этом распускаются слухи, что они трудятся в тяжёлых условиях!
Друг журналист предвкушал разгромную статью. Что там его областная молодёжка! Он пошлёт её в «Комсомольскую правду»! Он выступит на телевидении!
Но надо заметить, что инженеры не зря получили свои комиссионные. В тот день они увидели, что да, даже с тем уровнем механизации доярки быстро справляются со своей задачей. Но увидели также как тяжело подлезать под корову с присосками доильной машины. Как неудобно их снимать. По пути домой даже возникла техническая дискуссия – как бы так устроить в коровнике некую смотровую яму, наподобие гаражной, чтобы доярка могла цеплять доильный аппарат, не сгибаясь в пояснице? Такую яму, чтобы и корова туда не падала, и навозная жижа не попадала? Ничего не придумалось…
А в другой деревне комсомольцы увидели, как трактор с кормораздатчиком застрял по самые оси в грязной жиже, когда ему надо было выехать из одних ворот фермы и заехать в другие. Потому что никакого твёрдого покрытия там и в помине не было. Как и на подъезде к ферме. И на подъезде к силосной яме. И на подъезде к сенному сараю... Да вообще нигде не было! И доярки, все детородного возраста, чья смена давно закончилась, сами в этой грязи, подсовывают под колёса доски и кирпичи, а потом толкают гружёный трактор под «И… раз! И… раз! И… раз!»
Как потом появился второй трактор и вытащил первый, коровам раздали их силос и доярки побрели домой с трудом вытаскивая сапоги из вязкой глины.
Видели, как молоко в алюминиевых бидонах женщины тяжело грузили на тракторную телегу, трактор вытаскивал надоенное молоко на дорогу, те же доярки перегружали его на машину и она отправлялась на молокозавод.
Видели, как телятницы набросали в грязь старые доски и по ним закатывали рулон сена. А потом, ругаясь и матерясь разматывали его в проходе, между ревущими от голода телятами. И всё потому, что тракторист, который должен был сделать это специальной техникой, выпил на работе и разворачиваясь наехал на зубья бороны и теперь новенькая техника стояла без колёс.
Обо всём этом, по приезде в город, был составлен подробный отчёт и передан в Обком партии.
Друг начал писать свою разгромную статью, но ему позвонили «откуда надо» и вежливо попросили этого не делать. Не надо поднимать шум. Не надо выносить сор из избы.
И журналист выбросил исписанные листы в мусорную корзину. Ибо, хоть и был ещё молодой, понимал, что против системы не попрёшь. Раздавит. Так и осталась эта история с 3 часами и 47 минутами рабочего времени тайной до сегодняшнего дня.
Сам я, поработав и в городе, и в деревне, искренне считаю, что не труд в деревне тяжёл. На заводах, в пыльных и шумных цехах ничуть не легче. Как и на стройках, с их грязью и неустроенностью. Плохо из-за бардака, неорганизованности, низких закупочных цен на продукцию сельского хозяйства и высоких цен на ГСМ, новую технику, семена, удобрения, кредиты и лизинг…
Интересно, читают мои статьи те, кто успешно ведёт товарное хозяйство на селе? Что вы думаете по этому поводу? Так хочется прочитать ваше мнение в комментариях!