Найти тему

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ЧАСТЬ МАТЕРИНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИВ ПОВЕСТИ МУСТАЯ КАРИМА «БЕҘҘЕҢ ӨЙ ҘӨН ЙӘМЕ» («РАДОСТЬ НАШЕГО ДОМА»

Общение – это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [ 1, с.278 ] . В результате речевой деятельности люди взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией , но речь не является главным интерпретатором окружающего мира и человеческой культуры.

Первым способом общения человека с окружающим миром является тактильный контакт. И первым человеком с кем контактирует ребенок с самого рождения является мать. Новорожденный не способен воспринимать аудильную и визуальную информацию . Он знакомится с окружающим миром через т актильные ощущения. Благодаря прикосновениям матери младенец чувствует защиту, познает и разговаривает с миром. В первые годы жизни ребенок выражает интерес и симпатию касанием или поглаживанием, а рассердившись, может оттолкнуть или  ударить. Невербальное подсознательное поведение, подчеркивая значение слов или вовсе заменяя их, сохраняется на протяжении всей жизни человека.

Взаимоотношение матери и ребенка стали предметом исследования многих ученых. Эмоциональное отношение матери к ребенку как компонент родительского стиля общения присутствует в классификациях Е.А. Личко, А.И. Захарова, Э. Г. Эйдемиллера и др.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольная педагогика и психология факультета психологии образования МГППУ С.Ю. Мещерякова выделяет понятие «материнская компетентность». Под данным термином определяется умение матери осуществлять не только физиологический уход за ребенком, но и умение и знание основных психологических особенностей ребенка и способностью их удовлетворения. Уровень материнской компетентности определяется уровнем эмоционального взаимодействия с ребенком .

«Не нужно забывать, что стержень личности формируется в семье, а школа, общество лишь завершают дело » [ 2, с.75 ] . Детско-родительские отношения являются основой психического развития ребенка.  В общении с матерью происходит становление таких психических качеств ребенка как: самооценка, мышление, воображение, речь, чувства, эмоции и др. Научно доказано, что недостаточное общение ребенка с матерью ведет к задержкам психического развития.

Правильное и своевременное коммуникативное материнско-детское взаимодействие способствует благоприятному росту психических процессов. Невербальное поведение в отличие от вербальных коммуникаций является не просто средством информации и внешним сопровождением психических явлений, а формой существования внутреннего мира человека [ 4 , с. 333 ] . С помощью мимики, жестов, прикосновений, взгляд а мать передает свое эмоциональное состояние ребенку. Через прикосновения выражает самые сильны е чувства – любовь и ненависть. Мать раскрывает ребенку содержание человеческой культуры, формирует его поведение, то есть учит правильно вести себя в социуме. Способность ребенка выражать интенции при помощи жестов и слов во многом зависит от того, насколько мать была успешным интерпретатором [ 3 , с.41-45 ].

Характер взаимоотношений с матерью определяет эмоциональное состояние ребенка . Если окружающий мир представляется ребенку отталкивающим, враждебным по отношению к нему, то возникает тревожность, беспокойство, угнетающее познавательную активность, коммуникативную потребность. Значит мать не правильно интерпретировала культуру социума, мало или вообще вербально и невербально не взаимодействовала с ребенком. Необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Один и тот же жест в разном возрасте воспринимается ребенком по-разному. Например, если поглаживание по голове вызывало у ребенка 7-ми лет чувство удовлетворенности, заботы, то в 12-15 лет может вызвать агрессию, отчуждение .

Образ матери широко раскрывается в повести выдающегося башкирского писателя Мустая Карима « Беҙҙең өйҙөн йәме» («Радость нашего дома») . Так, невербальная коммуникация матери Кюнбике играет значительную роль в жизни и воспитании Ямиля   и Оксаны, которые вот-вот пойдут в школу. Повествование идет от имени мальчика Ямиля , и мы видим описание переживаний и радостей, которые он испытывает при невербальном взаимодействии с матерью . Когда мать вернулась домой, Ямиль был очень рад ее приезду: « Болдорға сығып та етәм – әсәйем мине ҡосаҡлап та ала. “Тиле, – ти әсәй, – ялан аяҡ сығалармы ни?” Уның тауышын ишеткәс, тағы ла күңелем тулып китә. Мин өндәшмәйем, әсәйҙең ҡарлы шәленә битемде ҡуйып, уның муйынынан ҡысып-ҡысып ҡосаҡлайым» [5, с.16] . Мать крепко обнимает сына. А Ямиль одаривает объятиями не только мать, но и незнакомого для него гостя – русскую, спасенную на войне, девочку Оксану: « Башта мин Оксананың муйынынаң ҡосаҡлап алдым, унан биттәрен һыйпаным . Минең дә һеңлем бар, Оксана исемле һеңлем бар ! Һеңлемде күтәреп алырға ла итәм, тик көсөм генә етмәй » [ 5, с.16 ] . При первой же встрече с сестрой мальчик использует крепкие объятия и поглаживания по лицу, от большой радости пытается даже поднять ее – это свидетельствует о том, насколько Ямиль доброжелателен и открыт для знакомств и общ ения.

« – Күтәрмә, Йәмил, ул ҙур бит инде. Ысҡындыр төймәләрен. – Өләсәй минең башымдан һыйпай. Әсәйем менән улар беҙгә көлөп ҡарап торалар » [5, с.16]. На протяжении всего повествования мы видим как Кюнбике и ее мать разговаривают с детьми тихо и спокойно, выражая лишь положительные эмоции с помощью улыбки, добрым взглядом, объятиями, поглаживанием по голове и спине, поцелуями – такое общение формирует у детей доброе отношение к окружающему миру, способствует сближению Ямиля с Оксаной.

Кюнбике помогает Оксане адаптироваться в ее новой семье: Девочка  не знает башкирский язык и поначалу боится играть с Ямилем . Кюнбике подошла и выразила любовь Оксане, и тогда девочка стала рассматривать игрушки: « Әсә йем һөйгәс, Оксана көлө п ебәрҙе . Ул башта, тартмаға әкрен генә ҡулын һуҙып, баҡа ҡабырсағын тотоп-тотоп ҡараны...» [ 5, с.17 ]. Теперь в семье Кюнбике двое детей, и она любит их одинаково: «Әсәйем, ҡапыл ғына эйелеп, ике ҡулы менән икебеҙҙе ҡосаҡлап, биттәребеҙҙән үбеп ала. Үҙе аҡрын ғына һөйләнә: Балакайҙарым, күгәрсендәрем !» – ти » [ 5, с.30 ].

Вн ачале дети общаются с  помощью невербальных жестов, а затем у Оксаны получается сказать по-башкирски имя мальчика: « Йәмил... – тине ул. Мин һиҫкәнеп киттем. Әҙерәк торғас, өҫтәп ҡуйҙы: – Ағай... » [ 5, с.19 ].  Р усская девочка научилась понимать и говорить по-башкирски. Б рат с сестрой всегда ходили вместе, держа друг друга за руки.

Таким образом, незнание Оксаны башкирского языка не препятствовала дружбе детей – невербальные компоненты общения явились средством передачи информации , интерпретацией отношения членов семьи к Оксане.

Выражение лица матери очень нравится Ямилю: « Әсәй, көрәгенә таянып, беҙгә ҡарап тора. Уның йөҙө шундай яҡты. Эсендәге шатлығы шулай һәр ваҡыт уның төҫөнә сыға. « Көнбикәнең эсендә ҡыуаныс булһа, ул үтәнән-үтә күренеп тора, йөрәгендә тап юҡ минең баламдың, ти өләсәй » [ 5, с.3 1 ]. Также немаловажно с какой интонацией разговаривает мать с ребенком: « – Байрам килә, балалар, беҙҙең урамға ҙур Еңеү байрамы килә, – ти әсәй. Уның тыныс тауышы миңә бик матур йыр төҫлө ишетелә » [ 5, с.3 1 ]. Тихая, спокойная речь благоприятно влияет на психическое состояние ребенка.

Таким образом, материнская компетентность включает в себя правильное общение с помощью невербальных каналов . Очень важно понимать, что для поддержки и развития ребенка необходимы не только добрые слова, но и то, как их сказать, какими жестами и тактильным контактом их дополнить. Умение общаться с ребенком – ключ к правильному развитию его психики .

Литература

  1. Сл оварь практического психолога / / С ост. С.Ю. Головин. – Минск : Харвес т, 1998 . – С.278.
  2. Литвак , А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб . п особие. – СПб .: Изд-во РГПУ, 1998.-С.75 .
  3. Александрова , Л. Ю., Ваторопина С. В. Мать как субъект речевого развития ребенка раннего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 13. – С. 41–45.
  4. Основы теории коммуникации: учебник/под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики , 2007. – С.333.
  5. Кәримов М. Беҙҙең өйҙөн йәме. Повестар, хикәйәләр. – Өфө: Китап, 2003. – 240 бит.