Найти в Дзене

Guesstimate, или "голова на плечах"

После Аристотеля и Платона философов еще долго будут делить на «идеалистов» и «материалистов». Однако, чистых форм не существует. В чёрном всегда есть белое, точно также, как нет ложки дегтя без прилагающейся к ней бочки мёда.

Герои философических баталий прошлого позаботились о самозанятости пишущей братии на долгие годы вперед. Переплетений черного и белого – бесконечно много. Как показал недавний кино‑хит, у одного только серого может быть 50 оттенков.

Что это значит для «обычного человека», не заморачивающегося разницей оттенков амбивалентности трансцендентного?

Вывод очевиден: когда корпоративный боец составляет годовой бюджет продаж и CAPEX[1] , он руководствуется идеями Аристотеля. Всё решает опыт, мир познаваем, и составить корректный бюджет – вполне возможно.

Когда бюджет составлен, на сцене появляется Платон. Его перст указывает в небо, напоминая, что наше знание неидеально. Сложно делать предсказания, особенно, когда они о будущем. И, в общем, – всё в руце божией . Если случится, что реализация бюджета совпадет с первоначальным замыслом, то первым удивится, наверное, сам составитель бюджета.

В современном маркетинге есть такое понятие – « educated guess – умное предположение».

– Эй, маркетинг! Откуда вы знаете, какими будут продажи новой зубной пасты? – удивляется отдел прода, когда на рынок выводили новую линию «продуктов».

Производству [2] нужны точные цифры планируемых продаж. Цикл глобальных поставок с нескольких заводов, разбросанных по мировым городам и весям, составлял минимум 6 месяцев, желательно – год. Продажи следующего нового года начинали планировать сразу после того, как ещё не высохли брызги шампанского праздников «текущего периода».

– Это educated guess , – отвечали в маркетинге. – Мы так думаем, так нам подсказывает опыт.

А чему нас учит опыт?

«Прошлые результаты не могут служить гарантией будущих доходов», – пишут в брошюрах, призывающих потенциальных инвесторов вкладывать денежки в перспективные «финансовые продукты». Всё по‑честному. Если вы всё потеряете, то:

«Мы же вас предупреждали! We are very sorry… Нам очень жаль…»

Говорят, что 95% инвесторов в фондовый рынок – теряют деньги. Наверное, так и есть. Не будь такой статистики, откуда бы взяться такой концентрации капитала, когда 1% населения владеет более половиной всех богатств?

– На самом деле, это не educated guess , – говорят по‑настоящему опытные маркетологи. – Educated guess – для свежих выпускников бизнес‑школ, еще не обстрелянных суровой практикой освоения рынка. Реальный маркетинг оперирует понятием « guesstimate – гестимейт». Это слияние двух понятий: « guess – гадать» и « estimate – рассчитывать». Когда мы думаем, что рассчитываем, мы, на самом деле, – гадаем. Когда мы пускаемся в гадания, то высшие истины маркетинга приоткрывают нам свои тайны, и мы становимся способны рассчитать.

После краткой паузы опытный « pro » маркетинга обычно говорит:

– Короче, «сейлз» [3] , хватит корчить из себя « smart ‑ ass ». Тебе дали самый лучший в мире товар, вот иди и продавай. Не умничай!

Настоящий маркетолог циничен примерно так же, как хирург или адвокат. Если долго умничать и вникать во все тонкости, входить в положение каждого, то или умом тронешься, или чуйку потеряешь и погрязнешь в грехе прокрастинации.

Прокрастинация – это, говоря по‑русски, – лень, замешанная на сознании собственного интеллектуального величия.

Лучше: ноги – в руки, глаза бояться – руки делают.

«Мальчиш! Остаешься ты один. Щи в котле, каравай на столе, вода в ключах, а голова на плечах» [4] . Иди и делай! Just do it !

Бизнес далек от абстрактных построений и сложных смысловых конструкций. Тем не менее, компьютерная компания IBM в свое время выбрала лозунгом слово « Think ! – Думай!». Чем не Платон со своим миром идей!

Мальчиш-Кибальчиш: "Будь или не будь, Делай же что-нибудь!"

[1]  CAPEX – capital expenditure – инвестиции в основные средства (станки, оборудование, недвига , автомобиль генерального директора и т. д.). Интересно, что в некоторых компаниях компьютеры списываются, как OPEX (operational expenditures – операционные расходы). Купили – списали – забыли. Компьютерная техника в бизнесе устаревает… почти мгновенно.
Мальчиш-Кибальчиш: "Будь или не будь, Делай же что-нибудь!" [1] CAPEX – capital expenditure – инвестиции в основные средства (станки, оборудование, недвига , автомобиль генерального директора и т. д.). Интересно, что в некоторых компаниях компьютеры списываются, как OPEX (operational expenditures – операционные расходы). Купили – списали – забыли. Компьютерная техника в бизнесе устаревает… почти мгновенно.

[2] Инерция сознания рисует директора завода королем производства материальных ценностей. Это уже давно не так. Мир переполнен незагруженными производственными мощностями. Произвести – не проблема, проблема – продать. Если у вас достаточно денег, то вы довольно легко можете наладить производство, например, телевизоров или смартфонов под своим именем… Но кто их купит? Поэтому маркетинг – рулит, а «производство» – лишь одно из звеньев «supply chain – цепочка поставок».

[3] «Сейлзами» называли и кое‑где еще называют сотрудников отдела продаж: от английского слова «sales – продажи». Препирательства маркетинга с продажами носят трансцендентный характер и принимают форму циклического диалога. Генеральный директор: «Почему продажи не дотягивают до бюджета?» Маркетинг: «Сейлзы не поставили товар в магазины, консьюмеры и шоперы его не видят. Сейлзам надо поработать над дистрибуцией». Сейлзы: «Магазины его не берут, потому что офф‑тейка нет. Маркетингу надо включит рекламу и понизить цену». «Off take» – это когда товар сметают с полок магазинов.

[4] Аркадий Гайдар, «Сказка о Военной тайне, о Мальчише‑Кибальчише и его твёрдом слове».