Найти тему
Библио-лаборатория

"В фокусе хронобоя" и Звезда Ван-Кукук: прощальный аккорд уходящей эпохи

Итак, на дворе 1990 год, СССР трясет как в лихорадке, цензуру практически отменили, предпринимательство практически разрешили. Все, кому не лень, от крупных издательств до кооператоров бросаются издавать фантастику. Голодный рынок всасывает все, как пустынный песок — воду. Авторскими правами никто особо не озабочивается, переводчики лихорадочно тащат пожелтевшие переводы великих, десятилетиями пылившиеся в столах (спустя пару лет на этом материале фениксом взлетит издательство «Северо-Запад).

На фоне этого немного невпопад издательство «Лениздат» выпускает сборник под названием «Мистификация» - антологию отечественных фантастов, среди которых и «мэтры» (в качестве «паровозов» - любому сборнику нужны громкие имена для привлечения внимания) — Ольга Ларионова, Сергей Снегов, и молодые начинающие авторы, некоторые из которых потом нашли свой путь к читателю, например Андрей Столяров и Андрей Измайлов (который, впрочем, почти полностью переключился на детективы и триллеры).

Объем одной статьи слишком мал для полноценного обзора всей антологии, поэтому я напишу только о двух самых понравившихся и запомнившихся мне произведениях - «В фокусе хронобоя» Сергея Снегова и «Кукушонок» Александра Щербакова.

Сергей Снегов, «В фокусе хронобоя», повесть.

Робот Асмодей - один из самых ярких  персонажей повести
Робот Асмодей - один из самых ярких персонажей повести

«Отца советской космической оперы», Сергея Снегова, всегда притягивала тема управления временем, возможности путешествий по времени и прочие хроноизыски. Название повести говорит само за себя — относительно небольшое произведение насыщено самыми разнообразными «хроновывертами», «хроновывертами», хронорезонаторами и тому подобным - фантазия Снегова, как всегда, поражает. Чего стоят только обитатели планеты Дилона, которая обращается вокруг двух светил с противопложно направленным временем. Эволюция и жизнь в столь парадоксальном месте взрастила в них совершенно непривычный для человеческого ума метод познания окружающего мира и наградила жутковатым проклятием — десинхронизацией, от которой одна часть тела может стареть быстрее другой…

На планету в особом аппарате, способном перемещаться в пространстве и времени прибывает экспедиция землян, и оказывается втянутой в вечную войну жителей планеты. Контакт, нападение, плен, бегство, борьба с безумной хронофизикой планеты — повесть держит читателя в напряжении буквально до последней строчки. К сожалению, обрывается она буквально на полуслове — фактически это не самостоятельная повесть, а часть романа «Хрононавигаторы», но на мой взгляд, это ее единственный недостаток. Это же Снегов, в конце концов!

Александр Щербаков, «Кукушонок», повесть.

-3

Авторское литературное наследие Александра Щербакова не так уж велико — в первую очередь он остался запечатлен в истории как автор многочисленных блестящих переводов — от Конан Дойля и «Алисы в стране чудес» до Хайнлайна и Филиппа Жозе Фармера. «Кукушонок» - своеобразный стилистический эксперимент, очень яркий, необычный, многоплановый. Его красочный, «выпуклый» язык — да и сюжет тоже - отчасти порожден бурной эпохой, в которую повесть была написана. Время стихийного предпринимательства и ошалелости от непрошенно свалившейся свободы (а свободы ли?), время когда на пустом месте мгновенно возникали гигантские состояния, чтобы через день точно так же мгновенно раствориться в никуда — все это, как в в кривом зеркале, отражается в истории старателя Мазеппа, «Звезды Ван-Кукук» и «снулого урана».

Не жалей, не жалей
Дюбелей -
Наштампует Земля
Дюбеля.
Прицепись в уголку
К дюбельку,
Свет небес избельми
Дюбельми.

Образ старателя-мафиози-битюга Мазеппа настолько ярок, что некоторым читателям и критикам буквально затмил всю прелесть повести, оставив их в некотором недоумении. Ведь, по большому счету, сюжет (хотя и не лишенный интриги и загадки и определенного драматизма) в ней не главное, главное… А черт его знает, что там главное. Или Мазепп. Но стилистика повести отточена настолько, что если ни к чему не придираться, а просто спокойно наслаждаться чтением, удовольствие получишь ни с чем не сравнимое, и можно даже не заметить, что у главного героя нет имени (я вот это заметил только сейчас, когда перечитывал повесть в ковырнадцатый раз перед тем как сесть за статью).

-4

Это ж миллион! Разменяй его на трешки - за всю жизнь не сжуешь!

(с) Максимилиан-Йозеп Ван-Кукук

Я работаю на перепадах зла — от большего к меньшему, или наоборот

(с) «фёрст мэн» Семьи

Решительная битва скромной науки
со спесивым невежеством,
всяческое торжество первой
и безоговорочное посрамление
последнего

(с) мечты Недобертольда фон Муфлона

Читайте также на канале:

Классика хронофантастики - "Боги войны" Жерара Клейна

Издательство "Северо-Запад" - взлет и падение Прометея

Хроноопера "от кутюр" - Баррингтон Бейли