Найти тему
babki.blog

Как выгодно предложить себя на рынке труда

Оглавление

На самом деле труд — это такой же товар на рынке, как и помидоры. Работник здесь является продавцом, а работодатель — покупателем. Здесь действуют все правила свободного и не слишком свободного рынка: конкурентная борьба, наличие кривых спроса и предложения, демпинг, монополизация и ограничение конкуренции административными мерами. Если кто-то хочет зарабатывать хорошо, он должен вначале продать свой товар (рабочую силу, время и квалификацию), а затем уже производить отпуск его за плату, то есть непосредственно работать и получать зарплату.

Поиск работы
Поиск работы

Особенности рынка труда

Как известно, цена на рынке в классической теории обеспечивается пересечением кривых спроса и предложения. Кривая спроса — это график, сколько товара готов приобрести покупатель в зависимости от цены, кривая предложения — сколько товара готов продать продавец. Всё это общая экономическая теория. На деле рынок труда использует немного другую модель — количество покупателей на нём крайне ограничено, а вот количество продавцов очень велико. Поэтому кривая спроса будет представлять собой не линию, а ступенчатый график, в зависимости от возможностей и потребностей каждого конкретного покупателя.

Эти две линии не бесконечны — они имеют начальные и конечные условия. Например, при слишком низкой цене на труд вообще никто не захочет продавать свой товар, даже немного. А при слишком высокой просто не найдётся продавцов на рынке, готовых предложить его, так как все будут заняты. Таким образом, любой человек, который хочет найти хорошую работу, должен понимать свои потребности от будущей работы — вполне вероятно, что вместо низкооплачиваемой работы он готов будет заняться чем-то иным: домашними делами, рыбалкой, огородом. Это можно наблюдать сплошь и рядом: люди, у которых не такая высокая потребность в деньгах, например, пенсионеры, не хотят продавать свой труд, так как имеют какой-то другой источник денег кроме него, и предпочитают заниматься домашними делами. Более того, кривые спроса и предложения не обязательно пересекаются.

Что нужно определить при трудоустройстве

Перед тем, как заключить сделку, любой работник, он же продавец, должен быть уверен, что сможет её выполнить. То есть он должен чётко представлять себе, что он готов делать за деньги и сможет ли он это сделать. Здесь существуют два его главных ресурса:

  1. Время;
  2. Способности и умения;
  3. Дополнительные траты, которые возникнут в связи с работой.

Именно способности и умения, а не корочки об образовании или опыт работы на прошлом месте являются определяющими факторами, которые работодатель считает важными. Нужно задаться себе вопросом: «Что я смогу выполнять, если меня примут на работу?». Здесь будут иметь значение те навыки, в которых имеется практический опыт, а не те, которым можно научиться. Впрочем, личная способность к обучению, если она действительно подтверждена на практике, тоже может относиться к навыкам. Наибольшего результата достигает тот, кто всё записывает и фиксирует. Лучше всего выписывать свои навыки на лист бумаги или в электронную таблицу. Напротив каждого записать, есть ли документальное его подтверждение, документ об образовании и опыте работы, например, уровень владения. И затем уже, посмотрев на список, соотнести свои данные с требованиями работодателя.

Время — второй важный ресурс. Здесь нужно учитывать не только то время, которое придётся проводить на рабочем месте, но и время, которое будет тратиться на дорогу, время на отдых после работы, время на обеспечение каких-то потребностей, связанных с работой. Определиться с этим лучше уже при трудоустройстве — важно будет обсудить возможность переработок и оплаты за них, дополнительных рабочих дней, графика и обязательств.

Многие виды деятельности, например, административные должности, не так требовательны к навыкам, как к времени и ответственности. Если мастер на стройке не выйдет на работу — он поставит под угрозу труд многих людей в этот день, а если сварщик — возможно, с этим можно будет смириться, хотя его способности высоки и требуют намного большей практики, обучения, чем способности мастера, там нужна ответственность и пунктуальность. Время и гарантии предоставления этого времени нанимателю бывают важны при работе полицейского, охранника, телеведущего и менее важны при работе художника, скульптора.

Наконец, практически любая работа потребует каких-то затрат. Покупка проездного билета, ботинок, чтобы на эту работу ходить, посуды, в которой можно будет возить с собой на работу обед — всё это небольшие траты, но иногда они могут быть существенными. Например, для работы в такси часто требуется собственный автомобиль. Работать на «плановом» автомобиле не слишком выгодно.

Здесь следует предостеречь соискателя от мошенников. Многие предлагают выполнить какие-то вложения, и лишь потом получать прибыль в виде платы за труд. Сразу следует отсечь такие предложения. Обычно, если какие-то вложения и делаются, то они идут в виде покупки вещей и предметов для себя, а не в виде передачи денег работодателю. В обычном же случае вариант с конкретными тратами для работы следует также учесть непосредственно при трудоустройстве, при «обдумывании» предложения.

Также финансовые расходы, связанные с работой, могут включать в себя и материальную ответственность работника. Штрафы, пени, материальная ответственность за кражи, вероятность ошибки и обсчёта, риск мошенничества, риск получения травмы или ущерба здоровью — всё это влияет на величину желаемой зарплаты.

Маркетинг

Любой, кто хочет продавать, должен уметь заниматься маркетингом. Это совокупность навыков, которые позволяют получать наибольшую выгоду от рыночных сделок. Для работника имеет смысл ознакомиться с двумя навыками маркетинга: реклама и изучение спроса. Это будет актуально даже для грузчиков. Как говорили ещё в Вавилоне, самый лучший способ получить золото — торговля. Не копание руд, а именно торговля приносит всегда наибольший доход. Человек — социальное животное, и для успеха ему нужно оттачивать социальные навыки. Хотя в дальнейшем он может при работе их и не использовать.

В первую очередь следует определить спрос на свой «товар». Обычно это происходит при анализе рекламных предложений. Сколько человек хочет заплатить и что он хочет за эти деньги получить обычно выясняется уже при дальнейшем общении. А в рекламе, то есть объявлениях по поиску работы, часто клиент вводится в заблуждение. Важно разобраться в этом вопросе при трудоустройстве, к счастью, сейчас в Интернете много отзывов о недобросовестных работодателях — обычно обманом из раза в раз занимаются конкретные люди, имя и фамилия которых становятся известны.

Тут следует определить также и гарантии. Если с тем, какие гарантии предоставляет работник, можно разобраться при составлении «списка навыков», о котором говорилось ранее, то определить финансовые возможности работодателя можно при анализе вида деятельности, которым придётся заниматься. Например, человек, который уговаривает устроиться к нему на работу каменщиком, но у которого нет подъёмного крана в собственности и денег для его аренды, вряд ли сможет платить нормальную зарплату, обеспечить хорошие условия труда. Даже если ему удастся получить объект, он не сможет его достроить и получить за него прибыль — таскать кирпич вручную на верхние этажи сейчас слишком невыгодно. Нужно учитывать гарантии и оформлять их. В наше время без юридически оформленного договора или хотя бы надёжного гаранта-посредника никакие сделки о работе заключать не стоит.

Маржинальный анализ

Придя в магазин и увидев десять сортов колбасы, покупатель начинает анализировать, что ему купить — вот эта колбаса больше, но стоит дороже, а вот эта дешёвая, но хуже. Здесь он определит, что ему наиболее всего подходит, что ему выгодно за те деньги, что у него есть. Это и есть маржинальный анализ. Его проводит как работодатель, подыскивая работника, так и работник, ища работу. Выбор производится на основе как фактов, полученных при собеседовании, так и личных впечатлений.

Обычно маржинальный анализ в данном случае очень неточный. В том, что касается конкретного человека, можно допустить массу ошибок, и поэтому и работодатель, и работних хотят подстраховаться. Основной инструмент этой страховки — испытательный срок. Обязательно оформлять работу на испытательный срок документально или через какого-то гаранта. Зарплата при этом обычно назначается заниженная, а вот время работы при этом берётся полная.

По возможности стоит договориться, что работник хочет отработать испытательный срок не полный рабочий день. Это будет лучшим вариантом — серьёзный заинтересованный работодатель обычно на это идёт, тот, кто просто хочет поменьше заплатить — нет. Во время испытательного срока можно определиться со своими возможностями, захочется ли выполнять эту работу уже полный день и будет ли получаться, а также с потребностями — возможно, составив и записав все «за» и «против», работник и работодатель захотят разойтись.

Это тоже нормальная ситуация. Нужно помнить, что участники рынка, когда говорят друг другу «нет», никогда не становятся врагами. Нужно уметь это делать и говорить «нет», когда маржинальный анализ, выполненный в голове или проведённый на бумаге утверждает, что сделка будет невыгодной. Обычно во время испытательного срока можно уволиться очень быстро.

Реклама

Она — двигатель торговли. Без рекламы на рынке труда невозможно ничего продать ни за какую цену. Ей пользуются как продавцы — работники, так и покупатели — наниматели. Любая реклама имеет перед собой две цели:

  1. Предоставление информации;
  2. Введение в заблуждение.

Основная функция здесь — предоставление информации. Чем более полной будет информация в резюме, чем более достоверной и подтверждённой она будет — тем больше шансов найти работу за большую цену. Поэтому следует сразу определиться, что хочется указать в рекламном объявлении.

Вторая цель — введение в заблуждение. Здесь нужно помнить, что предоставлять заведомо ложную информацию в рекламе запрещено — это легко раскрывается. Однако о чём-то умолчать, что-то сказать так, чтобы было понято немного иначе — это и есть искусство рекламы. Нужно помнить, что наниматель обычно опытнее работника в этом искусстве, так как перевидал за свою жизнь больше работников и заключил больше сделок. Поэтому слишком надеяться на то, что его удастся запутать, не следует. Наоборот, видеть введение в заблуждение в рекламных предложениях работодателя иногда бывает полезно.

Основной инструмент рекламы на рынке труда — это объявления на различных площадках. Редко можно видеть объявления о работе на больших плакатах вдоль дороги — они стоят дорого, и надо помнить, что потом цена за этот плакат будет вычитаться из зарплаты работников. Скорее всего можно найти хорошие предложения на электронных ресурсах. Не следует игнорировать и государственные площадки — на бирже труда часто встречаются хорошие предложения. Словом, чем больше охват — тем больше предложений можно получить и рассмотреть. Также не следует думать, что работодатель не ищет работников — найти хорошую работу, разместив объявление, можно также легко, как и пользуясь поиском по ним.

Алгоритм

Для работника обычно бывает сложно действовать не по шаблону при трудоустройстве. Хотя это и приносит наилучший результат. Всё же для большинства людей будет проще использовать какую-то последовательность действий — алгоритм. Например, вот такой:

  1. Определиться с размером минимально возможной зарплаты за полный рабочий день 8 часов, за день с переработками или за неполный день;
  2. Написать список своих навыков и умений;
  3. Выделить из них те, которые хотелось бы реализовать на работе;
  4. Определиться с затратами времени и дополнительными тратами: готовы ли на переезд, вахту, доступный объём времени в неделю. Это особенно важно при поиске подработки.
  5. Найти рекламные площадки для работников и работодателей;
  6. Составить собственное рекламное объявление на основе резюме, описания, красивых картинок и фото и прочего — чем ярче, тем лучше;
  7. Найти объявления работодателей и проанализировать их, сопоставив со своими запросами;
  8. Откликнуться на заинтересовавшие предложения, отправив им свой рекламный материал. В большинстве случаев лучше его слегка корректировать для каждого «клиента».
  9. Прийти на собеседование и уточнить условия работы, обсудить гарантии — не следует стесняться об этом говорить;
  10. Взять время подумать хотя бы неделю, произвести маржинальный анализ или подождать других предложений. Время на раздумья очень важно!
  11. Оформить трудовые отношения и приступить к работе на испытательном сроке.