Вроде бы уже давно всем известно, что нельзя сообщать никому данные своей карты. Но раз мошенники продолжают звонить, значит кто-то всё ещё попадается на их уловки. К сожалению.
А звонить они продолжают всем подряд, и я не исключение. Однажды, теплым осенним вечером раздался звонок с неизвестного московского номера. У меня было свободное время и я решила не бросать трубку, а поговорить и выяснить их схему.
Далее привожу диалог по памяти.
– Добрый день, Павла Павловна (допустим, меня так зовут) вас беспокоит служба безопасности Сбербанка.
– Слушаю, вас.
– Уважаемый клиент, нам поступила информация, что с вашей карты пытались снять сумму 7 500 рублей, попытка была совершена из Московской области (а я живу не там). Это вы совершали операцию?
– Не знаю. Может это моя сестра. Она как раз сейчас в Подмосковье (конечно, моя сестра ни в каком Подмосковье не была).
Тут он немного завис. Видимо скрипт не предполагал такого.
– А вы можете выяснить отправляла ли она 7500?
– Ок. Давайте я ей перезвоню.
– Хорошо. Позвоните, а я вас через 10 минут наберу.
Вот тут странно, обычно они всеми способами уговаривают человека не связываться с друзьями и родственниками, чтобы тех их случайно не образумили.
Я естественно, никому не звонила, и мне через 10 минут перезвонил этот тип.
– Уважаемый клиент нашего банка (что за обращение такое?), вам удалось выяснить была ли операция?
– Была, моя сестра как раз сегодня купила на 7500 товаров в интернете.
Тут он снова чуть подзавис, но дело своё не бросил и говорит:
– А перевод был на имя Кузнецова А.П.?
– Вот этого я уж не знаю.
– Значит злоумышленники могли получить доступ к вашей карте.
– Скажите, уважаемый клиент, вы пользуетесь приложением нашего банка?
– Ну пользуюсь.
– Тогда вам нужно установить БЕСПЛАТНОЕ антивирусное ПО от нашего банка, чтобы защитить ваш телефон от мошеннических действий.
– Прям бесплатное?
– Конечно. Вам нужно зайти на вашем телефоне в приложение Плей Маркет или Апстор, если у вас Айфон.
Тут я его ещё минут 5 промурыжила тем, что якобы не знаю, что у меня за телефон и что я не могу найти плеймаркет. Было слышно, что он уже готов психануть, но терпеливо объяснял, а я старалась не засмеяться в голос.
Наконец, нашла плеймаркет.
– Набирайте в строке поиска слово "поддержка"
– Набрала
– Вот, вам нужно установить первое приложение из списка с синим значком
– Но это же не антивирус, это тимвивер, у нас на работе по нему подключаются удаленно к компьютерам
– Да, всё верно. Вы его скачаете, наши специалисты подключатся и установят вам антивирусное ПО.
– А сама я разве не могу его установить?
– Там очень сложная программа, это должны делать наши специалисты.
Потом я ещё минут пять делала вид, что пытаюсь скачать приложение, а этот жулик, уже казалось подпрыгивает от нетерпения. Он то думал, что уже близок к цели и вот-вот получит доступ к моему телефону.
– Ой, вы знаете, никак не хочет скачиваться приложение. Говорит памяти не хватает
– Тогда вам нужно удалить какое-то установленное приложение с телефона или почистить фото и видео
– Ну как же, я не могу. Мне всё нужно. Не буду же я удалять фотографии.
Тут мне уже нужно было идти и я решила завершить разговор.
– А давайте я в банк зайду, я как раз вот мимо вашего отделения прохожу. Спрошу у специалистов, они мне и помогут.
– Нет! Они не знают! В отделениях сидят простые кассиры, они ничего в этом не понимают. Они не смогут вам помочь. Помочь может только техническая служба, это мы.
– Так вы техническая служба или служба безопасности, определились бы уже. Хотя я сразу поняла кто вы, просто решила говорить с вами, чтобы вы за это время кого-то более наивного не развели
– Уважаемый клиент, что вы такое говорите, я вас не понимаю, я из службы безопасности Сбер...
Дальше я его уже не слушала и отключила звонок.
Думаю вы поняли схему: убедить человека, что кто-то получил доступ к его банковской карте и сказать, что нужно установить антивирус на телефон, а вместо него поставить программу удаленного доступа и полностью завладеть телефоном.
Видимо, люди совсем перестали говорить им номер карты и трехзначный код и они сменили тактику.
Как понять, что звонит мошенник?
Всё просто, если вам звонят из банка, то это мошенники. Уже и Сбер, и Альфа, и все остальные крупные банки говорят, что они никогда не звонят своим клиентам по поводу проблем с картами, подозрительных переводов и пр.
Если звонят и представляются сотрудниками банка, сразу говорите, я вам сейчас перезвоню на официальный номер.
Ну или, если у вас есть достаточно свободного времени, то можете поболтать с ними. И даже записать разговор.
Альфа банк, кстати недавно объявили о вознаграждении за любую информацию, которая поможет поймать мошенников.
Так что на них можно ещё и заработать.
К слову, интересно, что тот тип с которым я разговаривала до последнего отыгрывал свою роль. Часто слышала, что они начинают кричать, ругаться и проклинать человека, когда он им говорит, что всё понял.
Еще их отличительная черта в том, что они всегда торопят: "Нужно быстрее, иначе мошенники всё снимут с карты" и т.п.
Это нужно для того, чтобы ввести человека в состояние паники и он уже плохо соображал, что делает.
Будьте внимательны! Не паникуйте! И в случае сомнений всегда перезванивайте в банк, чтобы вам не говорили!