Многие из нас, особенно те, кто занимается наукой или преподаванием, каждый день вынуждены работать с большими массивами информации. Совокупность различных сведений собранных как отдельные файлы на рабочем столе компьютера часто мешает продуктивному труду и студенту и профессору. В самом общем виде первоначально разрозненные сведения представляют собой некие коллекции фактов, характеризующих объекты и их свойства, процессы и явления. Для эффективной работы необходимо во время преобразовывать эти разрозненные файлы в массивы данных для выявления закономерностей и последующей их интерпретации.
У преподавателей и исследователей есть потребность в создании персонального пространства для хранения информации, и для этого разработчиками написаны приложения, объединенные в группу под общим названием «базы знаний». Базами знаний называют программные средства, обеспечивающие поиск, хранение, преобразование и экспорт информации в различные файловые форматы.
В данном обзоре представлены бесплатные программы , которые помогут вам эффективно работать с разными видами информации: файлами, списками, расписаниями, проектами и библиографическими списками.
Файловый менеджмент
1. CCleaner, программа-чистильщик позволяющая избавиться от ненужных файлов
Программа CCleaner, самая популярная в своем классе и хорошо известная пользователям операционной системы Windows. Поскольку вся информация на компьютере содержится в файлах, поэтому для начала нужно навести порядок на виртуальном рабочем месте, с помощью этой программы.
CCleaner проанализирует файлы на диске и по вашему требованию удалит все ненужное и «тормозящее» нормальную работу вашего компьютера: просроченные записи системного реестра, разросшийся кэш браузера, дубликаты файлов, ненужные обновления и старые точки восстановления Windows. В некоторых случаях этот софт находит следы шпионских и вирусных программ, но для их безвозвратного удаления лучше использовать антивирусы. Разработчики предусмотрели возможность «отката» в случае, если по ошибке с компьютера исчезло что-то важное.
2. SpaceSniffer, инструмент для анализа иерархии папок
После генеральной уборки пришло время заняться наведением порядка и раскладкой файлов по нужным каталогам. Для этого используйте бесплатную программу SpaceSniffer.
Это приложение создает карты заполненности диска с возможностью настройки глубины просмотра: от самых больших каталогов до файлов объемом меньше одного килобайта. Таким образом, можно найти программу, которая занимает непозволительно много места на системном диске, или документ, потерянный в недрах файловой системы.
Органайзеры и персональные информационные менеджеры
3. Wunderlist, ваш универсальный менеджер задач
Персональные информационные менеджеры — класс программного обеспечения для сбора и удобной организации оперативной информации, создания расписаний, списков задач. Такой софт хорошо справляется с созданием виртуального пространства совместной работы.
Wunderlist звезд с неба явно не хватает, программу отличают простота и лаконичность дизайна. Все что требуется от пользователя — заполнить список задач данными, расставить приоритеты и дедлайны. События, содержащиеся в списках, могут быть единичными или повторяющимися.
Ближайший аналог Wunderlist —программный продукт Trello, который представляет собой виртуальную доску с элементами CRM.
Создавать локальные базы задач на жестком диске компьютера можно бесплатно, но для синхронизации списков по сети или между разными устройствами придется купить премиум-версию. Менеджер Wunderlist доступен для всех популярных ОС и в web-версии. После организации оперативной информации можно переходить к выбору инструментов для создания базы знаний.
Базы знаний
4. OneNote, работает как комбайн для заметок и списков задач
По своей сути этот информационный комбайн представляет собой менеджер записок с возможностью создания наглядных информационных баз знаний произвольной иерархической структуры, элементами которой являются страницы и подстраницы, записные книжки и заметки, директории.
Конкретного профессионального профиля у этой программы нет, поэтому она подходит для систематизации и хранения любой информации, например:
• данные по определенной теме для доклада, реферата, рецензии, научной статьи, монографии;
• шаблоны часто используемых документов (например, бланки визовых центров, заявки на гранты, шаблоны РПД);
• данные об успеваемости студентов (есть поддержка таблиц Excel);
• планы и списки произвольного содержания;
• дневниковые записи, конспекты, заметки, черновики, рисунки.
В OneNote есть все возможности программ этого класса: удобный редактор списков и текстов, графические пометки, инструменты поиска по запросу и ключевые слова. Доступны версии программы для всех популярных операционных систем, а также web-приложение с аналогичным функционалом. Соответственно, у пользователей есть возможность обмена информации и синхронизации на разных устройствах.
5. WikiPad, ваша персональная «Википедия»
WikidPad — это бесплатная программа с открытым исходным кодом, портированная на все популярные операционные системы для ПК. Приложение предлагает инструменты для создания локальной базы знаний в формате «Википедии».
Пользователю, как и в OneNote, необходимо добавить нужную информацию, после чего можно будет разметить ее с помощью тэгов, как в популярной онлайн-энциклопедии. Каждая внесенная заметка, по сути, будет представлять собой отдельную вики-статью, которую можно сохранить на жесткий диск в виде HTML-файла или текстового документа.
Библиографические менеджеры
6. Zotero, удобный менеджер библиографических ссылок
Zotero предлагает удобное пространство для хранения большого количества библиографической информации, которая впоследствии будет использована в работе. Это могут быть ссылки на публикации в научных журналах, тексты диссертаций и монографий, блоги и сайты ученых, научных сообществ и организаций.
Для большего удобства есть еще и расширение для браузеров. Можете быть уверены в том, что ни одна ссылка не скроется от вас и ни одна нужная статья не сгинет в агрегаторах и поисковиках, поскольку Zotero поддерживает индексацию, просмотр и хранение файлов в облачном хранилище.
В результате такого коллекционирования будет создана база знаний автора научных публикаций, используя которую вы легко подготовите обзор литературы и библиографические списки. Главное условие эффективной работы с приложением: строго придерживайтесь выбранной темы и сохраняйте только нужные документы и ссылки.
Если понравился обзор бесплатных приложений для систематизации данных и знаний и вы нашли нечто полезное для себя, то не проходите мимо и подписывайтесь на канал, комментируйте, задавайте вопросы и ставьте лайки.
Обзор написан по материалам взятым тут .