Найти тему
Толстушка Аня

Отзыв о книге "Бегущая с волками"

В 2021 году я дочитала книгу «Бегущая с волками» (автор книги: Кларисса Пинкола Эстес). Время на прочтение книги: где-то полгода с учетом перерывов. Были дни, когда не хотелось брать произведение в руки и вникать в суть.

Эту книгу не описать кратко, но мне она показалась невероятно глубокой. Автор книги является доктором философии и на написание этой книги у неё ушло более 20 лет.

В книге собрано 19 сказок, каждую из которых «расшифровывают» с точки зрения психоанализа (Карла Юнга).

Сказка «Тюленья шкура» крепко поселилась в моей голове и до сих пор не дает покоя. В голове не укладывается то, как мать оставила сына с мужем и ушла в море. И почему женщина решила, что его время еще не пришло?

Сказка начинается с того, что однажды одинокий мужчина во время охоты замечает голых танцующих девушек. В сказке сказано, что раньше тюлени были людьми. Так вот, охотник захотел в жёны одну из танцующих девушек и спрятал ее тюленью шкуру. Мужчина предложил девушке стать его женой и пообещал вернуть шкуру через 7 лет. Девушка согласилась. За время семейной жизни у пары родился сын.

Прошло 8 лет. У женщины начала шелушиться кожа, стало угасать зрение, выпадать волосы и появилась хромота. Она попросила мужа вернуть тюленью шкуру, но тот отказал в просьбе.

Потом сын просыпается ночью от того, что кто-то его зовет по имени. В море плавал большой тюлень, который отдал мальчику тюленью шкуру матери. Мальчик боялся потерять маму, но она постаралась развеять сомнения сына и повела к морю. Женщина надела тюленью шкуру и нырнула вместе с сыном в пучину. В подводной бухте они повстречались с другими тюленями. Мать познакомила сына с дедушкой – большим тюленем.

Мать-тюлениха решила вернуться обратно, к старой жизни, а сына оставила с мужем, но обещала всегда быть рядом. Если процитировать книгу, то она сказала сыну следующую фразу: «Только притронься к тому, чего касались мои руки: к палочкам для добывания огня, к моему улу, ножу, к выдрам и тюленям, которых я вырезала из камня, и я дохну на тебя ветром, чтобы ты мог петь свои песни».

Мама сказала, что его время еще не настало.

В сказке так же сказано, что мальчик вырос и плавал в море на каяке, чтобы поговорить с мамой-тюленихой.

Потом автор выражала мнение о сказке на 30 страницах.

В этой книге дается информация о том, что в природе тюлени ухаживают за потомством, а потом детеныш начинает самостоятельную жизнь. Ещё запомнилось из книги то, что там написано о том, что во многих этнических группах считается, что люди становятся одушествлёнными только после того, как душа родит дух и вырастит его, а потом этот дух начинает независимую жизнь.

Автор раскрывает тему потери шкуры после сказки очень подробно. Сначала говорят о том, что в животном мире шкура «умеет видеть». Имеется в виду, что, например, у кошек шерсть встает дыбом или когда на теле появляются мурашки. И даже приводят отстраненный от сказки пример, когда женщина отказывается от творчества ради материальных благ, таким образом «теряя шкуру».

Так же, в книге написано, что индейцы после смерти вождя оставляли меха, принадлежащие ему, потому что считали, что в них живет дух умершего (не только умершего животного, но и дух вождя). Индейцы носили меха и считали, что мех придает силы. Что касается, например, кошки, у которой шерсть встаёт дыбом, то это возникает в случае опасности. Хотя, помню, что мой кот раньше играл со мной, выгибая спину и шерсть животного вставала дыбом, но никакой опасности не было. А вот мурашки у человека могут появиться не только от холода, но и при прослушивании музыки, а также при страхе.

Потом Кларисса Пинкола Эстес пишет о зове старика (когда сын побежал к морю, услышав ночью своё имя). Имеется ввиду, что в жизни мы тоже можем услышать такой зов, и не иметь понятия куда идти, в каком направлении и как долго, зато нас может ждать на берегу моря наша «тюленья шкура».

Раньше я думала, что могу подарить эту книгу другому человеку, но сейчас понимаю, что не сделаю этого, потому что книга многогранная, и наверняка откроется по-новому, если буду вновь её перечитывать. Так же, в будущем, предложу прочитать книгу своей дочке.

Забыла сказать, что название книги «Бегущая с волками», а почему с волками...?! Автор книги сравнивает женщин с волчицами. До конца не поняла почему именно с ними. Помню только, что автор писала, что у волков есть стаи, существует распорядок дня, в котором присутствует даже время на отдых и свои порядки.

А вот в начале книги автор сравнивает женщин еще и с бабочками, и со слонами. Этот момент я отметила для себя и шутила над книжкой на работе, отмечая какая интересная книга попала мне в руки.

Книгу порекомендовала психолог с сайта b17.ru, с которой я общалась в демо-режиме (бесплатно), но денег на консультации с ней не хватило. Так же психолог посоветовала прочитать книгу «Святая проститутка» и «Я у себя одна или веретено Василисы». Запрос к психологу был о повышении самооценки и эти книги больше о женской сущности и как вернуть в жизнь женственность, а также саморазвитие и личностный рост.

Данную книгу читать сложно, потому что это не любовный роман, а в какой-то степени даже учебное пособие. Как уже говорила ранее – я читала книгу полгода. После прочтения каждой сказки сознание в буквальном смысле «зависало». И даже, когда было свободное время, например, когда я ехала в метро с работы обратно домой, я не открывала книгу, не сидела в телефоне, а просто ехала «в тишине» и думала о прочитанном. Мыслей всегда было много. Это и жалость к героям и удивление их поведению и неприятие каких-то поступков, а также удивление от интерпретации сказки автором.

Глава книги, которую я перечитывала несколько раз, называется «Боевые шрамы: членство в клане раненых».

Эта глава о том, что женщины обычно хранят какие-то тайны. Речь идет о каких-то тайных историях из жизни, которые женщины заталкивают в мертвую зону, а «гомункулы» (внутренние стражи) строят стены внутри нашей души, чтобы тайну никто не узнал. В этой главе сказано, что тайны имеет смысл рассказывать или написать тайну на листе бумаги и показать, например, психоаналитику. Смысл этого действия в том, чтобы «заживить» кровоточащую рану. Автор считает, что «ничто из того, что человек может сделать, делает или уже сделал, не входит в категорию непростительного. Ничто». Количество тайн можно ассоциировать с количеством боевых шрамов, и даже при вопросе о возрасте называть возраст количеством своих боевых шрамов. В этой главе есть так же тема «Камзол отпущения». Эта глава о том, что в своей практике Кларисса Пинкола Эстес предлагала пациентам сшить камзол и «украсить» его рисунками, надписями, нашивками и наклейками, которые будут изображать все душевные травмы женщины. Мне кажется очень интересная идея.

Автор книги родилась в Индиане (США) и написала на данный момент 8 книг. Книга «Бегущая с волками» не экранизирована, но она и не является художественной. Эту книгу я покупала в магазине «Читай-город», вернее заказывала через их интернет-магазин, потому что книги не было в наличии, и заплатила 889 рублей.

Так же думаю, что можно написать и о другой сказке, которая называется «Койот Дик» и в ней присутствует юмор. После прочтения вспомнилось выступление комика Павла Воли, где он шутил про отстегивающийся половой орган, и эта сказка об этом.

В сказке главный герой – койот по имени Дик, который шутил над людьми, а в свободное время спал. Во время сна причинное место койота отделилось и пошло на прогулку, а потом угодило в крапиву. Гениталии громко завопили, и койот Дик побежал на выручку. А потом койот прикрепил их обратно себе.

Далее идет окончание сказки: «с тех пор причинное место койота зудит от крапивы, а койот не находит себе места».

Эту историю рассказала автору семья индейцев и во время рассказа, и после они вместе хохотали до упаду.

Мне вот тоже показалась сказка смешной. Хотя наверняка большинство скажет, что это пошлый рассказ, но почему он не имеет право на жизнь? Вдруг, Павел Воля читал эту книгу и у него родилась та шутка про отстегивающиеся гениталии?

Стоит так же сказать, что автор книги пытается рассказать о сути сказки и пишет о смехе. Так как книга посвящена женской психологии, то и смех автор выделяет как одну из сторон женской чувственности и даже сравнивает с занятием любовью. Вспоминается момент из передачи Евгения Петросяна про чугуевские подтяжки. Я тогда тоже смеялась от души, даже когда пересматривала передачу. Кстати, надо еще раз посмотреть.

В книге пишут, что смех – это отдельная энергия человека, которая обладает целительными свойствами. Смеяться я люблю. Например, сегодня смеялась от души, убеждая пятилетнюю дочку, что трусы съедобные, и мы смеялись до упаду. Дочка попробовала их на вкус, а потом пыталась впихнуть трусы мне в рот. Это была игра съедобное –несъедобное. Давно так не хохотала.

Нет, в описываемой книге это не одна «такая история». Есть еще похожая сказка про генерала Эйзенхауэра и туземных женщинах. Рассказываю кратко сказку. Губернатор города распорядился, чтобы туземные женщины встречали генерала на дороге, когда будет проезжать мимо. Выяснилось, что туземные женщины голые и у них нет никакой одежды кроме бус. Старейшина племени попросил для события выдать женщинам блузки и юбки. Юбки нашлись, а вот блузок не было. Старейшина племени уверил губернатора, что ничего страшного, и женщины прикроют груди. Далее происходит такая ситуация: генерал Эйзенхауэр проезжает мимо племени, где на дороге ждали женщины. И чтобы прикрыть груди каждая подняла подол юбки, но под юбкой соответственно ничего не было. Вот и вся сказка. На мой взгляд, смешная. Далее автор отметила, что и сама смеялась в особенности от того, что и туземным женщинам было весело «прикрывать груди».

Так же, хотела бы рассказать, что автор книги пишет еще и о понятии «душевный голод», потому что этот момент тоже отозвался в моей душе.

Попытаюсь вспомнить, что запомнила из книги по этому вопросу, потому что уже не помню страницы, где же писательница об этом пишет, чтобы освежить знания перед написанием отзыва.

Главное, что имеется в виду – это ограничение личных действий ради чего-то. Например, если длительное время не даешь свободы творчеству ради ухода за ребенком или, к примеру, неудачный брак, когда женщина не реализуется как личность и не может воплощать в жизнь свои таланты. Проще говоря, душевный голод – это угнетение своей личности, в следствие чего страдает душа. Могут появиться проблемы с психосоматикой. В книге прочитала, что после душевного голода происходит «падение в бездну», и нужно суметь вылезти на поверхность, поменяться, начать заново шагать, помогать личности, научиться получать удовольствие от жизни, не угнетая себя. Вот так я это поняла, но могу и ошибаться в правильном понимании, ведь автор книги – доктор философских наук, а я к философии и психологии имею посредственное отношение.

Еще, хотела написать о сказке, которая оставила меньшее впечатление после прочтения, но о которой много думала, а что-то даже обсуждала с коллегой на работе.

Начнем. Сказка «Девочка со спичками». Это страшная, на мой взгляд сказка, о девочке без родителей, которая продавала спички, чтобы купить себе еду. Было жаль девочку, которая жила одна и замерзла на морозе. Когда наступила зима торговля спичками у нее не задалась и малышка осталась без еды. Девочке было холодно и в голову пришло, что можно согреться, зажигая спички. В итоге девочка села на улице в мороз и зажигала спички. Вдруг, стали мерещиться разные вещи. Сначала, показался дом с печкой, но видение быстро пропало, и девочка зажгла вторую спичку. Появился стол с гусем, но, протянув руку, мираж исчез. После третьей спички возникла нарядная елка с игрушками, а после зажжения четвертой спички появилась умершая бабушка, которая стала обнимать девочку. Потом виденье с бабушкой стало пропадать, и девочка зажигала новые и новые спички. Вместе с бабушкой она полетела на небо. Заканчивается сказка тем, что на следующий день на улице нашли мертвую замершую девочку.

В интерпретации автора затрагивается суть всей книги, потому что произведение именно об этом. А речь идет про понятие Дикая женщина. На первый взгляд хочется подумать, что дикая женщина – это какая-то дикарка из племени Мумба-Юмба, но на самом деле в каждой современной женщине есть дикая женщина. В первую очередь – это о том, что нужно прислушиваться к своим инстинктам. Так автор пишет, что одинокая девочка из сказки, которая никому не была нужна, могла, чувствуя свою дикую женщину, сбежать в другой город или тайком сесть на корабль, дабы выпутаться из сложной жизни.

Но девочка смирилась с такой жизнью, с «местом» в жизни и не смогла выпутаться и выжить. Хотелось бы вставить цитату из книги, которая понравилась: «Чтобы творческая жизнь текла рекой, нам необходимо общество реальных людей, которые нас согревают, которые поддерживают и воодушевляют наше творческое начало. Иначе мы замерзнем». Не могу вставить в отзыв целую главу книги о творчестве, но думаю, эти два предложения натолкнут Вас на мысли о своем окружении. Может даже о том, что стоит прочитать самостоятельно эту книгу.

Еще автор отмечает, что в жизни часто есть место фантазии, питанию, заботе и утешению. Каждый этот момент подробно освящается.

Напоследок, попробую написать заключение к отзыву. Помимо печатной книги в интернете можно купить так же аудиокнигу, а на некоторых сайтах можно даже прослушать бесплатно.

Если говорить о личных трансформациях после прочтения книги, то я лучше поняла свои ценности, записалась на курс по написанию статей «Пиши легко» от Ольги Соломатиной и стала лучше себя чувствовать. Не буду вдаваться в подробности, потому что отзыв касается книги, а не моей жизни или обсуждений на свободную тему.

Однозначно рада прочтению книги. Произведение заняло почетное место в личной библиотеке. Выделю время, может через 5 лет, чтобы еще раз прочитать произведение и переосмыслить.

Буду рада обратной связи. Может кто-нибудь читал эту книгу? Какое Ваше мнение?