2010 год был годом России во Франции и годом Франции в России. Однако, французам он запомнился совсем не этим.
В знаменитом французском музее «Д’Орсэ» (второй по величине и значимости во Франции после Лувра) проходила выставка под говорящим названием – «Преступление и наказание».
Как отмечала французская пресса, то была самая жуткая выставка Франции. И тем не менее очереди в музей выстраивались с самого утра.
Идея выставки была придумана бывшим министром юстиции Робером Бадинтером при поддержке академика Жана Клэра и отражала взгляд художников на преступление, начиная от Великой французской революции вплоть до 1939 года.
Публике были представлены 475 произведений, а также муляжи голов насильников, убийц и других криминальных «знаменитостей», орудия убийства и т. д., некоторые из которых, наиболее шокирующие, могли бы составить настоящий музей ужасов.
- Конечно же, в первую очередь взгляд приковывает к себе «Черная вдова» – так во Франции называли гильотину. Интересно, что ее создатель – врач Гильотен – сам был казнен с помощью своего детища. Гильотину для выставки «одолжил» пенитенциарный музей Фонтенбло.
- Еще один шокирующий объект, временно позаимствованный в музее Фонтенбло, – дверь из камеры смертников. Дверь, на которой заключенные в ожидании смерти выцарапывали ножом такие надписи как «Прощай, Фризетта» или, например, «Вот не повезло».
- Здесь же, на отдельном стенде, можно видеть фотокопии статей из прессы, описывающие резонансные для тех времен преступления. Среди представленных полотен – такиекрупнейшие мастера кисти как Дега, Пикассо, Сезанн, Ван Гог, Жерико, Мунк, Уорхол… И хотя большинство представленных художников являются мужчинами, в центре их внимания остается фигура женщины, что особенно ярко видно в зале, посвященном «Роковым Женщинам».
Особенно много места на выставке посвящено убийству в 1793 году революционера Марата Шарлоттой Кордэ.
Этот запоминающийся момент французской истории повлек за собой множество различных изображений этого события. «В любом музее больше половины выставленных произведений касаются преступлений», – напоминает Жан Клэр, распорядитель экспозиции.
Один из залов также посвящен работам Альфонса Бертильона, отца юридической идентификации, и Чезаре Ломброзо, утверждавшего, что по форме черепа можно определить, является человек преступником или нет. Выставка также отражает усилия науки XIX века понять, что же это такое – преступление. Вместе с френологией (изучение характера человека по форме черепа) и криминальной антропологией развивается идея, что у человека нет свободы выбора.
«Почему человек убивает? И что это за юстиция, которая в свою очередь в течение столь долгого времени сама убивает человека? Я сказал себе, что искусство позволит мне понять, что такое преступление и последующее за ним наказание», – объясняет Робер Бадинтер, который будучи министром юстиции призывал депутатов французского парламента голосовать за отмену смертной казни в сентябре 1981 года.
Что толкает людей на совершение краж, грабежей и особенно злодеяний? На этот вопрос существует множество ответов, но ни один из них не является точным и однозначным. Жадность, ревность, любовь, ненависть, гнев, зависть – список можно продолжать, наверное, до бесконечности. Но даже если эта выставка и не даст ответа на вопрос, что же такое преступление и справедливо ли последовавшее за ним наказание, она останется впечатляющей панорамой, раскрывающей посетителю стремление художников всех времен показать не только прекрасное, но и ужасное.
Остается добавить, что название выставки – «Преступление и наказание» – было выбрано в знак признательности великому русскому писателю Федору Михайловичу Достоевскому за его одноименный роман, в котором, пожалуй, впервые в русской и мировой литературе был поднят вопрос, почему человек совершает преступление.
Подписывайтесь на мой канал и получайте массу удовольствия от жизни!
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Читайте также:
✅ Как на самом деле живут в женской тюрьме
✅ 9 качеств, которые я приобрела в тюрьме
✅ Что можно купить за пачку сигарет в женской колонии