Найти тему

Когда Вера Мухина создавала «Рабочего и колхозницу», на нее написали донос — то была месть директора завода, где отливали металл

Когда Вера Мухина создавала «Рабочего и колхозницу», на нее написали донос — то была месть директора завода, где отливали металлические детали будущей статуи. Мухина бесконечно вносила правки, да еще и придумала нарядить колхозницу в шарф весом больше 5 тонн, который держался без всяких подпорок. Директор обвинил ее в срыве сроков, а для убедительности припиписал, что при определенном ракурсе в юбке колхозницы можно разглядеть лицо Троцкого.

Серьезных последствий этот донос не имел, а мне стало интересно, в каких условиях приходилось работать Мухиной над этим проектом. Она оставила подробные воспоминания:

«...Полтора месяца мы, не выходя из дома, работали с девяти часов утра до часу ночи: на завтрак и обед приходилось не более десяти минут».

«Всех нас захватили новые сложные задачи, связанные с созданием огромной скульптуры. Скульптура должна стоять на высоте тридцати двух метров. Как она будет смотреться снизу? Стараясь представить себе это, мы ложились на пол и смотрели модель снизу».

«А как будет освещена скульптура? Скульптуру можно светом убить или возродить. Если свет падает на нее в лоб, ее нельзя смотреть — она кажется плоской. Какое освещение будет в Париже?»

«Очень труден по расчету шарф. Ведь эта воздушная штука весит целых пять тонн и без подпорки должна держаться по горизонтали. Чтобы добиться этого, инженер Б.А. Дзержкович придумал специальную форму. Мучаясь над математическими расчетами для конструкции шарфа, инженеры плохо понимали его назначение и смысл. Но, когда он при монтаже встал на место, все сделалось ясно. Они тут же позвонили мне:

— Вера Игнатьевна, поздравляем, шарф висит. Только теперь мы поняли ваш замысел».