В условиях дефицита и типового проектирования новые дома и квартиры походили друг на друга как близнецы. При этом аскетизм и обезличенность жилья были не осознанным выбором, а вынужденной необходимостью. В этих условиях люди украшали свои квартиры как умели: коврами, цветастыми обоями и, конечно, югославскими «стенками» с хрусталем и сувенирами. Этот предмет мебели превратился в подобие мещанского буфета XIX века, витрину домашнего мини-музея, где выставлено напоказ все самое ценное и дорогое. Дизайнеры, кстати, имели в виду совсем другое — открытые полки предназначались для книг или пары изящных ваз, но никак не для громкой репрезентации.
Но еще важнее, что все эти салфетки на телевизорах, сервизы, из которых никто никогда не ест, коллекции плюшевых игрушек и другие избыточные по нынешним временам элементы работали как форма «магического воздействия», помогали сбежать от немилосердного внешнего мира. «Квартира человека, который по меньшей мере восемь часов сталкивался с шумом, грязью, смазочными материалами, холодом, жаром или вонью, превращалась благодаря этому в „сказочную оранжерею“, полную зелени, приятных тканей и дружелюбных взглядов», — пишет Дренда.
В условиях дефицита и типового проектирования новые дома и квартиры походили друг на друга как близнецы
Около минуты
1 прочтение
8 апреля 2021