Через меня проходит много разнообразной винтажной аудио техники, но не только она попадает в мой дом – нередкими гостями являются авторские аудио устройства. Это могут быть как единичные экземпляры, сделанные для себя, так и изготавливаемые мелкосерийно. Большая часть наших разработчиков размещают описания своих изделий на самом крупном ресурсе в русскоязычном интернете – на форуме Vegalab, а практические реализации компонентов можно увидеть на ежегодной выставке «Российский Hi-End». Не всех Авторов, конечно, некоторых. Многие экспонаты Выставки удавалось послушать в своей системе, но не всегда сразу – все мы люди занятые, пока руки дойдут до поставленных целей. Авторский ЦАП Виктора Корсакова понравился мне еще на РосхайЭнде 2017 года, а получить его на прослушивание домой получилось только сейчас. Правда, Виктор времени даром не терял – данная версия уже более совершенна и звучит еще интереснее. Единственный минус – этот экземпляр ЦАП без встроенного усилителя для наушников (в версии 2017 года он был). Жаль, конечно, но не потому что наушники воткнуть некуда, а по другой причине: наряду с ЦАП, Виктор Корсаков разрабатывает очень хорошие усилители для наушников и послушать сразу два компонента было бы еще интереснее:).
Теперь о самом устройстве. Это универсальный ЦАП, позволяющий обрабатывать цифровые сигналы в формате SPDIF (XLR, RCA, TOSLINK). Все входы поддерживают сигналы в формате PCM с частотами дискретизации 32 кГц – 192 кГц, разрядностью 16 бит – 24 Бит (до 32 Бит для USB). Вход USB также позволяет принимать цифровой DSD поток в форматах 64x и 128x. За преобразование цифры в аналог отвечает микросхема ЦАП AD1955, которая обрабатывает DSD и PCM потоки разными встроенными модулями, что очень хорошо.
Главная идея, на основе которой разрабатывался и строился этот ЦАП - это полностью балансная схемотехника, когда в каждом канале функционирует своя микросхема AD1955 (в моно-включении) и сигнал идет в парафазной форме от цифро-аналогового преобразователя до выходных разъемов. А в случае обработки DSD сигнала парафазен не только аналоговый сигнал, но и сигнал на цифровых входах ЦАП.
Еще одной отличительной особенностью данного ЦАП является возможность его работы в режиме обратной синхронизации при использовании коаксиального или оптического входов. Для синхронизации источника SPDIF сигнала с ЦАП нужно использовать один из имеющихся цифровых выходов (RCA или TOSLINK), которые транслируют тактовый сигнал для источника.
Конструктив устройства содержит пять плат - плата индикации, блока питания, плата ЦАП, USB интерфейса и плата, на которой расположены входы и выходы: RCA, TOSLINK, а также профессиональный симметричный цифровой вход AES\EBU.
Выходные разъемы - несимметричные RCA и балансные XLR расположены прямо на плате преобразователя:
Очень большое внимание было уделено цепям питания. Цифровые и аналоговые схемы, а также интерфейсные платы питаются от отдельных сетевых трансформаторов, первичные обмотки которых развязаны между собой R-L фильтрами, в которых использованы синфазные дроссели, с целью предотвращения протекания по общему проводу токов питания и помех. При этом, "земля" остается исключительно сигнальным проводником. Все трансформаторы питания имеют пониженную емкость между первичными и вторичными обмотками. Кроме того, в данной конструкции, на схемотехническом уровне, исключена модуляция токов питания частотой сигнала, что позволило избавиться от паразитных эффектов, вызываемых реакцией источников питания на колебания потребляемого тока.
Спектры, снятые Автором при измерениях устройства только подтверждают все вышесказанное:
При работе от USB, а равно при работе SPDIF входов в режиме „МАСТЕР“ (с петлей обратной синхронизации SPDIF источников) спектры показывают единственный пик тестового тона. Никаких проявлений джиттера в таких режимах зарегистрировать не удается.
В общем, работа была проделана немалая и результат получился впечатляющий. В моей системе, за последние года три, побывало с десяток авторских и промышленных ЦАП разных ценовых категорий, но при сравнении с моими штатными цифровыми источниками - проигрывателями DVD-Audio Adcom GDV-870 (ритейл 1100$ на 2006 год) и SACD Marantz SA-15S1 (ритейл 2000$ на 2007 год), внешние ЦАП либо уступали по звучанию, либо превосходство было незначительным, но при цене устройства свыше 2000$. ЦАП Middle в моей системе превзошел всех ранее услышанных и мои проигрыватели в том числе. В качестве транспорта использовал Marantz SA-15S1 при прослушивании с коаксиального входа. Что интересно, ЦАП "Middle" имеет и наилучшее звучание по интерфейсу USB, из тех, что приходилось тестировать. Я не слушаю музыку с компа и очень скептически отношусь к аудиосистемам, где компьютер выполняет роль основного источника, но если человеку так удобно и менять ничего не хочется, то такой ЦАП может стать очень хорошим выбором.
На данный момент цена представленной версии ЦАП: 147000 руб.
Стоимость со встроенным усилителем для наушников: 184000 руб.
Есть версия, которая может напрямую работать с носителями USB, отформатированными в файловой системе FAT32, и воспроизводить треки в формате без сжатия "wav", в lossless формате "flac", ну и "mp3" тоже можно:)
Если есть вопросы к Автору, то напишите ему личное сообщение в Дзене.
Статья имеет своей целью популяризацию Российского Hi-End. Буду выкладывать материалы и по другим участникам RHE, которые занимаются разработкой и изготовлением качественной аудиотехники.
У Выставки "Российский Hi-End" есть свой сайт: https://roshiend.ru
С 18 по 21 ноября 2021 года в Конгресс Центре МТУСИ пройдет 20-я юбилейная Выставка "Российский Hi-End", где можно будет увидеть и послушать технику российских производителей. Вход для посетителей бесплатный.
Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio
Все статьи по теме Российский Hi-End:
Российский Hi-End. Лаборатория Георгия Крылова
Российский Hi-End. Усилители мощности Александра Трусова
Российский Hi-End. Noize Fabrik - акустика Александра Буткарева
Российский Hi-End. Усилители Noosfera Игоря Виноградского и акустика Алексея Коваленко
Российский Hi-End. Ателье акустики Павла Соболева
Российский Hi-End. Компания Razin & Musatoff
Российский Hi-End. Дизайн-студия «NewArtVinyl»
Российский Hi-End: Компания Эридан Аудио
Российский Hi-End: Компания PALABS
Российский Hi-End: Компания AllB Music
Российский Hi-End: Компания "Viawave Audio" - ленточные ВЧ излучатели для АС
Российский Hi-End: КБ Звукотехники “Три В” (г. Таганрог)
Российский Hi-End: Студия реставрации фонограмм «Free Top»
Российский Hi-End: Компания "Round Audio"
Российский Hi-End: КБ "Forasound"
Российский Hi-End: Компания "DS Acoustic" - АС с плазменным твитером
Российский Hi-End: Культурно-технический клуб «Студия 300»
С уважением, О. Шаманков ( Prophetmaster )