Вот блин, как так? Оказывается, что в интернете верить нельзя никому (даже мне иногда). Прочитал тут недавно в этих наших интернетах историю, в которой многих наших телезвезд сравнили со стулом. Да, с обычным стулом. Правда с дополнительной историей. Мол, в Голландии в девяностых годах по телевизору раз в час, на пару минут показывали обычный стул. Иногда он стоял в одном положении, иногда сдвигался.
Многие зрители внимательно следили за его поведением, строили теории, образовывали сообщества для обсуждения происходящего. Некоторые пытались выяснить у телекомпании, что же такое происходит перед их глазами. Почему стул, почему сдвигается, зачем вообще нужен. А потом вдруг стул «вышел в эфир» развернутым на 180 градусов и люди словно сошли с ума — их теории стали еще более упоротыми, а сами зрители начали ожидать всего что угодно. И все вот это в дальнейшем назвали «эффектом стула». По объяснению этого эффекта, все что нужно, чтобы стать знаменитым и обрести поклонников буквально на пустом месте — как можно чаще мелькать в информационном поле и изредка совершать какие-то действия, которые можно было бы этим поклонникам обсудить.
«Вау! Как интересно» — решил я и полез искать дополнительную информацию. И чтобы вы думали? Ничего из описанного в реальности просто и банально не было. Все пошло со статьи в каком-то российском интернет-издании 2018 года. В зарубежном интернете об этом нет ничего подобного, что тоже разочаровывает (я привык больше доверять зарубежным источникам, как более оригинальным). Вся эта история оказалась плодом воображения одного российского автора. А большинство других изданий её просто перепечатали, без какой-то проверки фактов. Ну красивая же история, зачем её проверять. Тем более — это то, что все хотят услышать. Короче, все расходимся, нас всех обманули.
Хотя нет, погодите. Во время поисков, наткнулся на еще одну историю, на этот раз уже чисто отечественную — «Молчащий диктор». О ней в своей книге рассказал Ходорковский, а позже на «Дожде» вышло интервью с одним из участников событий, который так же рассказал про это мероприятие.
Так что это можно считать двойным таким подтверждением. К сожалению, само видео я так и не нашел (но я и не особо настойчивым был в поисках, каюсь). Итак, вернемся в смутные времена перестройки. Однажды после программы «Время», на 30 секунд на экране появился фотогеничный мужчина. Все что он делал в кадре в отведенное ему экранное время — просто смотрел на зрителя и молчал. Вскоре люди заинтересовались этим странным человеком. Ведь он продолжал появляться после каждой передачи «Время». А ведь это тогда была очень популярная новостная программа. Начались звонки в телестудию с вопросами — это зачем? Кто-то пытался выяснить, что происходит на самом деле. Иван Чувелев (это он на заглавном фото) — обычный архитектор, сыгравший роль диктора, рассказывал позднее, что знакомые, которые узнали его в этой рекламе, замучили звонками всю семью. Ему даже пришлось отключать домашний телефон и включать только для того, чтобы самому кому-нибудь позвонить. И вот через 15 дней после начала кампании, диктор заговорил. Первыми словами таинственного человека были: «Настанет день, и я скажу все, что я думаю по этому поводу». Тут интрига еще усилилась еще больше. Диктора упомянули в нескольких газетах. Всем было интересно, чем же это кончится, что же такого скажет этот человек.
Что же происходило на самом деле. Агентство рыночных коммуникаций «Метапресс», авторы этой рекламной кампании, умудрились довольно выгодно и оптом купить 30 секунд сразу после выпуска программы «Время» на ОРТ. То есть они могли в течение нескольких месяцев давать свою рекламу сразу после этой передачи. Проблема была только в том, чтобы найти рекламодателя на это время, а оно было довольно дорогим и престижным. Вот тут и возникли некоторые сложности. Но время то уже выкуплено и надо срочно его чем-то заполнить. И тогда в фирме родилась идея срочно сделать такую «затычку», которая была бы исключительно универсальной и подходила под любого возможного рекламодателя. Сам Иван попал на эту рекламу случайно. Он работал в дочерней рекламной фирме, но занимался наружной рекламой. И в тот день по рабочей надобности он зашел в кабинет Владислава Суркова (да, да, того самого, в честь кого родился мем «сурковская пропаганда») — на то время руководителя «Метапресса».
А тот оценив харизматичность сотрудника сразу предложил ему съемки в телевизионной рекламе. Все что нужно было делать Ивану во время съемок, так это просто посидеть перед камерой и все. Ну а позднее снять еще одну сцену, в которой ему надо было сказать несколько слов. И еще одну, потом, когда найдется покупатель. Там Ивану надо было просто сказать финальную фразу, уже одобренную рекламодателем.
И вот, через несколько подобных выпусков заказчика нашли. Последние слова «диктора» должны были быть: «Настал тот день, когда я могу сказать вам: "Все вступайте в «Менатеп»!"».
Но потом пришло осознание, что большинство зрителей не увидят концовки этой эпопеи, так как все уже привыкли к этому человеку, к самой рекламе, уже не ждали каких-то изменений и просто прекратили обращать на нее внимания. И поэтому рекламщики договорились с редактором «Времени» и диктор в передаче, которая шла на Дальний Восток произнесла: «Не отходите от телевизора, будет передано важное сообщение». Многие жители этого региона, восприняли это, как сообщение о ЧП и тут же бросились по магазинам, запасаться продуктами. По словам участников этой компании в паре мест поднялась небольшая паника. А через несколько часов в Останкино позвонили из правительства и потребовали убрать эту фразу из выпуска. Потому что давать заявления о важных сообщениях и просить людей не отходить от телевизоров — это прерогатива правительства, а уж никак не охреневших рекламщиков. Так что финал рекламы оказался чуть смазанным и немногие из зрителей узнали, что же это такое было.
----
Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.
А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку . Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.