Красиво жить, получать большие деньги и ничего не делать… Такой образ жизни зачастую ошибочно относят к блогерам, считая их бездельниками. Для большинства людей, не связанных с публичной жизнью и сложностями раскрутки в сети интернет, съемка видеоролика представляется сущим пустяком, который не связывают с настоящей работой. Одни причисляют блогерство к хобби, за которое можно получить приличную сумму, другие – к профессии. Кто прав, разберемся сегодня.
Блогер – хобби или профессия?
Согласно статистике, в мире насчитывается более 2 млрд блогеров. Они регулярно ведут свои онлайн-странички, пишут посты и создают другой контент. Среди них встречаются имена, знакомые не только молодежи, но и зрелым пользователям интернета: Александра Митрошина, Настя Ивлеева, Влад А4, Артур Чапарян, Юрий Дудь и другие. О них говорят, их обсуждают, оценивают, поддерживают и завидуют.
Слово «блогер» происходит от англ. blog (онлайн-дневник). Сегодня оно расширило свое значение: сайт, страницы в социальных сетях, заметки на ЖЖ, видео на Youtube-каналах. Они регулярно обновляются текстами, фото- и видеоконтентом. Люди, которые ведут такие дневники, являются блогерами. Их цель – привлечение новой аудитории, рост и развитие страницы. Отсюда возможность зарабатывать. Этот заработок обусловлен наличием объединенной общим интересом аудитории, которой можно предоставить информацию за деньги.
Исходя из сказанного выше, блогерство, как и любая профессия:
- востребовано в обществе;
- требует специальных навыков и образования;
- оплачивается.
Как законно стать блогером?
Чтобы при ведении блога не возникло вопросов с законодательством, следует внимательно изучить Закон № 427-З «О средствах массовой информации» от 17 июля 2008 года. Несмотря на то, что в нем блог классифицируется как интернет-ресурс, предполагается, что блогер делает свой личный материал и его нельзя приравнивать к СМИ.
В Законе прописаны пункты, которые находятся под запретом для создания фото- и видеоконтента. Например, нельзя снимать посольства, режимные и особо режимные объекты, казино и другое. При публикации информации с других ресурсов, важно указывать ссылки на них. Исключение составляют сервисы с бесплатным доступом к контенту без авторских прав.
Розыгрыш – очень эффективный способ привлечь новую аудиторию в блог. Однако провести его можно не везде. Согласно пункту 4 Указа Президента Республики Беларусь № 458 от 7 октября 2013 года, организовывать рекламные игры может лишь владелец сайта, а розыгрыши в социальных сетях – создатели-разработчики. В то же время, рекламные акции имеют другие правила и под эту категорию не подпадают. Их можно свободно организовывать в любой сети.
Возможно, вам будет интересно почитать, как вести бизнес аккаунт в Instagram и как продвинуть аккаунт в TikTok
Важно узаконить и партнерские отношения блогера, если кто-то заказывает у него платные услуги. Для этого следует оформить в письменном виде договор возмездного оказания услуг. В нем важно прописать условия договора (предмет и наименование услуги), контакты, отметить юридическую силу переписки, при необходимости обозначить авторские права.
Не секрет, что основной источник дохода в блогерстве – реклама. Однако, прежде, чем согласиться на «сладкое» предложение и большие деньги, следует ознакомиться со статьей 10 Закона «О рекламе» № 225-З от 10 мая 2007 года. В ней прописано, что нельзя рекламировать то, на что требуется особое разрешение или предупредительная надпись. Не путаться и не отвлекаться на отношения с рекламодателями поможет продюсер, который займется юридическим оформлением документов – естественно, за зарплату.
Любая коммерческая деятельность предусматривает уплату налогов согласно статье 17 Налогового кодекса № 166-З от 19 декабря 2002 года. Блог не исключение. Важно понять, кто является источником доходов и где осуществляется деятельность. На территории нашей страны лучшим выбором для блогера становится регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя. Это позволит выбрать удобную систему налогообложения и возможность гибких отчислений в ФСЗН.
Какой вид блогинга выбрать?
Блоги делятся по темам и по формату подачи контента. Вот самые популярные из них:
- Текстовый блог. Основная форма – статьи. Сюда относятся посты в социальных сетях Livejounal, Vkontakte, Facebook, тексты на специальных площадках Blogger, Medium Tilda или на отдельном сайте.
- Фотоблог . Он основывается на красивых картинках: фотографиях и собственных рисунках. Удобными площадками для их размещения являются Instagram, Pinterest и Tumblr.
- Видеоблог (влог). Здесь можно расширить фантазию до видеороликов, клипов, онлайн-трансляций или стримов. При этом обработка материала может занять гораздо больше времени, нежели сама съемка. Самой популярной площадкой влогов является Youtube, также такой формат возможен в Instagram, TikTok и пр.
- Микроблог . Достаточно короткой заметки, цитаты, новостного заголовка или афоризма длиной всего в 140 символов, чтобы заявить о себе в Twitter.
Независимо от того, на какой площадке работает блогер, контент должен быть уникальным и обогащаться личным опытом. Можно работать сразу на нескольких площадках, привлекая аудиторию из разных ресурсов. Например, российский журналист, предприниматель, общественный деятель и блогер Илья Варламов ведет собственный сайт, Telegram, Twitter, Vkontakte, Instagram, Youtube-канал.
Легко ли быть блогером?
На первый взгляд, блогер тратит много времени на свою работу: выложил пост, получил деньги. На самом деле, все, конечно, не так безоблачно, как кажется: над материалом необходимо работать, постоянно пополнять свою площадку новым контентом, не забывать об общении. Если вначале можно совмещать обычную работу и блогинг, как хобби, то с ростом аудитории и внимания блог неминуемо превращается в основной вид деятельности, который отнимает все время.
При всем этом блогинг имеет ряд преимуществ:
- гибкий и свободный график;
- сочетание работы и хобби;
- бартерные отношения с бесплатной рекламной продукцией;
- заработок на рекламе;
- отсутствие начальства.
Несмотря на плюсы, имеются и минусы блогинга:
- рабочий день ненормирован;
- длительное время на раскрутку (до нескольких лет), причем успех не гарантирован;
- риски остаться без оплаты, нестабильный заработок.
Недостатки профессии и большая конкуренция часто пугают начинающих блогеров, но стремление и усердие способны творить чудеса в достижении желаемых результатов. Для этого придется много и серьезно работать, учиться и развиваться. Прежде, чем опускать руки, следует вспомнить популярных блогеров, представить, с какими трудностями они сталкивались, при этом не сдались и стали теми, кто есть сейчас.
Способы монетизации блога:
- Размещение рекламы какого-либо продукта или услуги в блоге . К слову, если на YouTube или Яндекс Дзен соблюдены все условия для монетизации, то сами площадки размещают рекламу в блоге и платят за это. Не стоит спускать со счетов и самостоятельный поиск рекламодателей.
- Всевозможные партнерские программы – они приносят свой процент с продаж, которые произошли по ссылке, которая была размещена в блоге.
- Продажа товаров и инфопродуктов . А также платные подписки . Если блогер профессионально разбирается в каком-то вопросе или сфере деятельности, то его могут пригласить на платной основе как эксперта для оценки или консультации по этому направлению.
В любом случае, чтобы блог приносил доход, блогер должен приложить определенные усилия для этого: договориться с рекламодателями, найти эффективные партнерские программы, правильно разместить информацию о товаре или услуге, чтобы механизм заработал. Для этого существует достаточно много сервисов для фрилансеров, форумы вебмастеров и т.п.
Денежные средства за услуги перечисляются блогеру разными способами, например, на карту, электронный кошелек, личный счет.
Блогинг – это сочетание творчества и предпринимательства. Он не только помогает зарабатывать, но и развивает в человеке организованность, гибкость, ответственность и аналитический ум. Если готовы попробовать себя в качестве блогера, то не стоит отказываться от идеи. Все в ваших руках.