Найти тему
Белая роза

Жемчужина света в цепи универсального братства (Богомилы)

Фреска из церкви Святого Ахиллия, изображающая богомилов
Фреска из церкви Святого Ахиллия, изображающая богомилов

Одним из путей, через которые гностические учения достигали Европы, с IX по XIV века, была Болгария. Группа людей под именем «богомилы » знакомили все слои общества с иным христианством и освобождающей силой Гнозиса.

Истоком учения богомилов стало распространённое в прошлом манихейское учение мудрости. Оно было невероятно популярно и распространено от Китая до Испании.

-2

Порождённое душой средневековой Болгарии, учение богомилов несло в себе все черты своего времени. Опираясь на идеи изначального христианства, богомилы очень ценили свободу и восставали против феодальной системы, эксплуатирующей людей. Их духовные стремления и образ жизни – резко отличавшейся от правящей верхушки церкви и государства – был необычайно привлекательным для обычных людей по всей территории Балкан.

Суть учения богомилов заключалась в понятии о существовании двух жизненных принципов: земного и небесного в человеке и о грядущей победе небесного принципа.

В богомильском тексте мы читаем: «Тело, которое мы носим – порождение тьмы; Наша, душа, что обитает в нём, однако –Изначальный человек и зерно света. Изначальный человек, достигший победы на территории тьмы, достигнет также победы и над смертным телом. Живой дух, породивший первого человека, теперь и наш утешитель: консоламентум».

Богомилы смогли успешно передать суть своей веры в мифах и легендах болгарской литературы. Отголоски их веры можно проследить в сказках, песнях и стихах.

Суть их часто была такова: Истинный сын Отца, воспринявший задачу освобождения души через любовь, отправляется по пути преодоления эго и завоёвывает сокровища новой души.

Человек, стремящийся к пути без любви к Отцу, остаётся прикованным к материи в течение первого этапа своего пути и теряет возможности, имеющиеся в его распоряжении. Только истинная любовь к Богу и человеку даёт понимание и силу для перемещения интересов эго на второй план. Так преодолевается сопротивление природы смерти, и человек получает помощь на своём пути. В сказках этот процесс символизируется образом старца. Старец также часто символизирует братство.

Когда подготовительная фаза пути успешно завершена, золотая птица, высший аспект жизни, найдена. Но человек ещё не может самозабвенно отдаться этому высшему аспекту: снова и снова искушается он этим миром, представленным в образах сабли и седла.

Стража, несущая службу на границах этого мира, предостерегает человека от следующего шага. Новые оковы возникают, новая карма требует или нейтрализации, или преодоления.

Но однажды, Божественный свет – единство и любовь неизбежно объединит в единый союз каждого заблудшего брата, каждый микрокосм. Богомилы считали следование Христу своей задачей: «Любите злое добро!»

В старой богомильской молитве говорится: Очисти меня, Господи, очисти меня внутри и снаружи, очисти тело, душу и дух, чтобы свет…через меня мог расти и превратить меня в факел. Дай мне стать пламенем, превращающим всё внутри меня и вокруг меня в свет.