Найти тему

С символизмом большинство из нас знакомо по курсу литературы: Брюсов, Бодлер, Блок, Белый

С символизмом большинство из нас знакомо по курсу литературы: Брюсов, Бодлер, Блок, Белый. Реже вспоминают про живопись, но почти никогда — о музыке.

Между тем, музыка как явление очень важна для второй половины XIX — начала XX века. Это уже не просто набор гармоничных звуков, а новое вещество, из которого рождается искусство. Так считают Ницше, Вагнер, Верлен и выдающийся русский композитор-символист Александр Скрябин.

Он говорит: «Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль». Для исполнения своих произведений, таких как поэма «Прометей», композитор прописывает отдельную нотную строку для tastiera per luce — «светового клавира».

Партитуры Скрябина не сохранились, но нетрудно догадаться, что осталась жива технология — это та самая светомузыка, которую вы видите на любом современном концерте. От Ницше, Скрябина, эпохи модерна эта идея перекочевала в Советский Союз, где привела к строительству одного из самых необычных проектов совмода — светомузыкальному театру в Киеве.

Его автор — архитектор и художник Флориан Юрьев. Театр проектировали как площадку для новой дисциплины, «музыки цвета». Юрьев считал, что правильно скомпонованные цвета могут возбуждать звуковое восприятие, и называл это отдельным видом искусства. Так появилась знаменитая «тарелка на Лыбедской», а внутри нее создали уникальную систему для передачи звука и света. Говорят, что даже слой штукатурки «рассчитали до миллиметра», так как низкие частоты было бы плохо слышно, если бы потолок был слишком толстым.

«Тарелка» до сих пор стоит в Киеве, но театр так и не довели до ума. Комиссия из 50 архитекторов выступила против проекта и назвала его самым страшным ругательством того времени — «формализмом».