История производства декоративной глазурованной плитки из красной глины насчитывает много веков и даже тысячелетий. Такой плиткой облицованы залы древнеегипетских пирамид, стены церемониальных ворот Месопотамии, и на протяжении многих столетий изразцы زُلَّيْج - по-арабски аз-зулляйдж - остаются отличительной характеристикой мавританской архитектуры.
Вместе с маврами плитка в VIII веке появилась в Испании (испанцы называют её асулехос), а оттуда постепенно пришла и в Португалию, где исключительно полюбилась за свои качества, как утилитарные (такая плитка отлично защищает внутренние помещения от океанской влаги и от палящего солнца), так и декоративные.
Постепенно техника производства совершенствуется, и в XVI веке от заливки рельефного рисунка на плитках размером 14х14 см отказываются в пользу майолики, впервые примененной на Пиринеях итальянцем Франческо Николозо Francesco Nicoloso по прозвищу Pisanello («Пизанец») и подхваченной уже португальскими мастером Марсалом ди Матушем Marçal de Matos и его учеником и, очевидно, племянником Франсишку ди Матушем Francisco de Matos .
Новая технология росписи плитки специальными пигментами с дальнейшим глазурованием и обжигом позволила перейти от геометрических узоров (арабские корни) и простых изображений животных и растений (влияние Фландрии) к созданию настоящих высокохудожественных панно, часто на религиозную тематику, которыми украшали церкви и дома богатой знати.
Следующий значимый шаг в эволюции azulejo азуле́жу – это изменение цветовой гаммы с полихромной на сине-белую. Вошедшие в моду в XVII веке изразцы из нидерландского города Делфт стали безусловным примером для португальских керамистов. Совсем скоро именно этот стиль становится превалирующим над всеми предыдущими. И это логично – всё-таки слово azul, спрятавшееся внутри azulejo, означает в переводе с португальского именно синий.
Так арабское слово زُلَّيْج, изначально означающее полированные камешки, приобрело ещё один оттенок, кобальтовый.
Увы, в 1755 году столица страны Лиссабон была разрушена сильнейшим землетрясением, и узнать, как выглядел город до трагедии, можно только по редким артефактам, дошедшим до наших дней. В частности, это и удивительное по своей красоте панно, находящееся в Национальном Музее Азулежу.
Чтобы восстановить столицу в былой красоте почти сразу же было основано индустриальное производство азулежу. Небольшими по размеру композициями с изображением святых украшались уже и простые дома – португальцы искренне верили, что таким образом смогут защититься от возможных невзгод.
С тех пор плитка азулежу образца XVIII века стала визитной карточкой Португалии, а исторические здания, украшенные азулежу, в бывших португальских колониях, как например, в Макао, находятся сейчас под защитой ЮНЕСКО.
Спасибо, что дочитали нашу статью до конца!
🇵🇹🇧🇷 Следите за онлайн-мероприятиями Центра языка и культуры португалоговорящих стран в нашем Instagram!