Великий пожар в Лондоне за несколько дней полностью уничтожил большую часть города, уже мощного в то время в мире.
Пожар возник случайно в ночь с 1 на 2 сентября в доме королевского пекаря Томаса Фарринера на Пудинг-лейн. Его горничная, вероятно, забыла выключить одну из печей, в которых вечером пекли хлеб. Позже, во время побега всей семьи, ей не удалось выбраться из горящего дома. Засуха, вызванная очень жарким летом, и юго-восточный ветер облегчили распространение огня на остальную часть города. Быстрое распространение огня стало возможным также благодаря компактным деревянным зданиям в Лондоне. Многие дома, особенно бедных жителей, были покрыты соломой, чтобы защитить их от дождя, что сделало их еще более легковоспламеняющимися.
О ходе пожара в своих дневниках сообщил английский государственный чиновник Сэмюэл Пепис (1633-1703). Согласно его сообщению, жители не пытались тушить пожар самостоятельно. Он писал: « Все пытались спасти свое благосостояние: бедняки не выходили из своих домов, пока не загорелись, а затем бросались в каноэ или толпились с одной речной лестницы на другую . Эвакуация осложнялась архитектурой города - узкие узкие улочки с трудом могли вместить беглецов со всем их вещами.
Город не был подготовлен к такому большому стихийному бедствию. В Лондоне 17 века единственной пожарной службой были добровольные бригады граждан, вызываемые в случае опасности церковными колоколами. В то время не было ни полиции, ни пожарной части, а после эпидемии чумы в Лондоне годом ранее в городе осталось мало солдат. Помимо попыток потушить огонь водой, пытались бороться с ним путем сноса зданий, но огонь распространялся быстрее, чем это могли сделать жители.
Пожар, продолжавшийся несколько дней, привел к огромным материальным потерям. Из почти полумиллиона жителей 100000 остался без крова. Огонь уничтожил почти 2/3 площади города. Более 13000 здания. Одна из важнейших лондонских церквей - Св. Павел. Как это ни парадоксально, в результате катаклизма погибло несколько человек - по оценкам исследователей истории Лондона, в результате большого пожара погибло всего несколько человек.
Великий пожар 1666 года был не единственной катастрофой такого рода, поразившей город - Лондон уже горел несколько раз. Во время реконструкции города, начатой через несколько месяцев после пожара под руководством выдающегося архитектора Кристофера Рена, были предприняты усилия по изменению его архитектурного облика, чтобы предотвратить дальнейшие трагедии. Новые здания строились из кирпича или камня с промежутками между ними; Были также попытки расширить улицы.
Катастрофа оказала большое влияние на английское общество и навсегда запечатлелась в его памяти. Спустя десять лет рядом с местом первого пожара был установлен памятник событиям 1666 года, который нашел отражение в литературе и искусстве. Он вдохновлял художников того времени - поэтов и художников, у которых горящий Лондон ассоциировался с захватывающими библейскими и мифологическими городскими пожарами. Они интерпретировали это как божественное наказание за грехи жителей (подобно библейскому Содому), сравнивая его с разрушением Карфагена, Рима времен Нерона или гомеровской Трои.